Возможно ли поднять Россию с нынешнего 92-го места в рейтинге Всемирного банка до 20-го к 2018 году
Эксперты: Буев Владимир Викторович
Ближе к вечеру 28-го и в ночь на 29-е октября посвященные замерли в ожидании «народных гуляний» (не путать с днем народного единства). Один из самых посвященных, Андрей Никитин (гендиректор Агентства стратегических инициатив) загадочно написал на своей страничке в блоге Фейсбук: «Завтра утром будет опубликован очередной рейтинг DB [Doing Business – В.Б.] Всемирного Банка. Не знаю, какое место будет у России, знаю, что мы старались и стараемся сделать жизнь предпринимателей в России более комфортной и удобной для ведения бизнеса. Спасибо команде АСИ, Минэкономразвития и Правительства Москвы! И лично…» (далее следовало перечисление причастных и «причастных», принявшихся тут же под постом поздравлять друг друга.
К тому времени ежегодные результаты Рейтинга, одиннадцатые по счету с момента начала его составления, уже стали тайной Полишинеля, и в ответ на пост тут же «посыпались» ссылки на сайты СМИ, где «основные итоги» (включая 92-е место России в рейтинге среди 189 экономик мира) были уже опубликованы. Комментарии-ссылки тут же тщательно стирались со странички с обоснованием: «Давайте обсуждать результаты тогда, когда они будут официально опубликованы». Ранним-ранним утром большинство солидных газет вышло с расширенными статьями о мировом банковском Рейтинге и комментариями Андрея Никитина.
Что же произошло с условиями ведения бизнеса в России?
Россия, как уже было сказано, оказалась в первой сотне стран мирового Рейтинга, улучшив свои показатели в сравнении с прошлым годом сразу на 20 ступенек. Рывок удалось сделать, в основном, благодаря упрощению подключения к системе электроснабжения – показателю, очень сильно повлиявшему на интегральную оценку (вот тут действительно в Москве заметны реальные положительные результаты, а поскольку Рейтинг составлялся на основе практики исключительно столицы, распространяясь при этом по методологии МирБанка на всю матушку-Россию, то, соответственно, «понятным образом» улучшения в плане подключения к энергосетям «произошло» по всей стране). Очевидно, что даже серьёзное улучшение состояния дел с подключением к энергосетям в одном (пусть даже столичном) городе имеет малое отношения к условиям ведения бизнеса в целом по стране.
При составлении Рейтинга традиционно учитываются затраты времени и денежных средств на создание нового бизнеса, получение разрешений на строительство, доступ к электроэнергетической инфраструктуре, регистрация прав собственности, получение кредитов, защита прав инвесторов, уплата налогов, осуществление международной торговли, обеспечение исполнения договоров, процедуры банкротства.
АСИ теперь вполне может «отчитаться» перед руководством, ибо улучшение имиджа России в мире вполне обосновывается внедрением так называемой Национальной предпринимательской инициативы, в рамках которой разработаны и продолжают разрабатываться многочисленные «дорожные карты», в соответствии с которыми происходит (или должно происходить) упрощение и удешевление процедур, связанных с получением разного рода регистраций, разрешений, подключений, обеспечений и т.д.
Несмотря на столь внушительный успех (или «успех»), ответ на вопрос, посильно ли это – поднять Россию с нынешнего 92‑го места в рейтинге Doing Business до 20‑го к 2018 году, что было поставлено в качестве цели руководством страны чуть более года назад, пессимисты и оптимисты продолжают давать по-разному. Если учесть все особенности методики составления и продолжать грамотно работать с отдельными показателями Рейтинга (хотя бы с помощью сугубо «технических» мероприятий) позиции в нём можно продолжать улучшать. Причем – вот парадокс! – реального облегчения условий ведения бизнеса по мере улучшения позиций страны в Рейтинге может вовсе и не происходить.
Бюрократическая работа по подъему Рейтинга вручную в России (в том числе путём манипулирования методологией и процедурами сбора информации в рамках Doing Business), в общем-то, кипела почти весь год. Попробуем взглянуть сверху, в анфас и в профиль на работу и «работу» на примере одного из самых несложным «кейсов».
"Дорожная карта" должна работать на рейтинг Всемирного банка
В марте правительство РФ приняло «дорожную карту» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение от 07.03.2013 № 317-р). Курс, проложенный на «дорожной карте», должен работать на Рейтинг: количество этапов регистрации нового предприятия планируется снизить к 2018 году с девяти до трех, а срок – с тридцати дней до пяти.
Забавно, но сама по себе проблема регистрации нового бизнеса в России уже давно потеряла былую остроту – на фоне «большого семейства» других предпринимательских проблем. В последнее время она не всплывает ни в одном опросе предпринимателей. При необходимости получить «юридическую оболочку» предприниматель заказывает её в специализированных юридических компаниях, занимающихся регистрацией «под ключ», которые действуют в условиях жесточайшей конкуренции. При этом нельзя сказать, что сроки и оплата такого рода услуг воспринимаются российским бизнесом как обременительные.
Да и проходить через процедуру регистрации предпринимателю приходится не так часто. Гораздо более серьезной представляется, например, проблема ликвидации юрлица, которая может растягиваться на много месяцев. Так что бизнесу для закрытия юрлица приходится прибегать к различным обходным правовым схемам или просто «сбрасывать оболочку», прекращая сдавать даже «нулевую» отчетность. Проблема эта остается в России нерешенной уже много лет, возможно, потому что никоим образом не влияет на Рейтинг (Всемирный банк при его составлении обращает внимание только на «вход» в рынок, а не на «выход» из него).
Продвигать Россию вверх в Рейтинге можно, совсем ничего не меняя и не упрощая ни в действующем законодательстве, ни в правоприменении, а лишь «играя» более скрупулезным применением методологии и более точными подсчётами. Верно и обратное: можно реально упростить для бизнеса все процедуры, но ни на йоту не улучшить рейтинг страны. В каком-то смысле это два параллельных процесса. Конец 2012‑го года был в этом смысле весьма показательным: тогда выяснилось, что с точки зрения составителей Рейтинга в России за год вдруг стало значительно проще создать свой бизнес, и наша страна переместилась по этому параметру со 111‑го на 101‑е место. На деле ни в числе этапов, ни во временных затратах ровным счетом ничего не поменялось. С чего бы это наш рейтинг так «накрутился»? Все просто: методология Всемирного банка предполагает расчёт на основании не только национальных нормативных актов, но и «реальной деловой практики». Последняя же изучается путём опроса специалистов нескольких фирм (обычно всего трёх!!!), которые работают на рынке регистрации юридических лиц и считаются экспертами в этой сфере. То есть тех, для кого регистрация чужих бизнесов – это собственный бизнес. Самостоятельно же проходивший регистрацию, постановку на учет, открытие банковских счетов бизнес в ходе обследований и составления рейтингов респондентом не является. Так что штучная «выборка» респондентов – по сути позиция в том или ином субрейтинге (а затем – и в целом в Рейтинге).
Цитирую из методологии Doing Business: «Данные оформляются и проверяются местными юристами, нотариусами, занимающимися вопросами регистрации предприятий, и государственными чиновниками… Если мнения расходятся, то изучение вопроса продолжается до окончательного согласования данных». Сильно подозреваю, что в 2011 году собирательно-коллективному российскому чиновнику было глубоко безразлично, на какое место попадет Россия в рейтинге Doing Business. Но когда президент, желая реализовать свои предвыборные обещания, поставил своими указами перед чиновниками задачу взмыть ввысь, а Агентство стратегических инициатив приступило к реализации НПИ и разработке «дорожной карты», внутри профильных ведомств засуетились, безразличие улетучилось, начались консультации, встречи (разумеется, и со Всемирным банком тоже), дискуссии по количеству процедур и времени, обнаружились недоработки Рейтинга (причем, вполне объективные, ибо методология определения «легкости ведения бизнеса» мало учитывает российскую специфику, например, ни в одной из процедур совсем нет аспекта «административной ренты»). Возможно, внимательным «читателям» в ходе конструктивных обсуждений удалось доказать «мирбанковским счётчикам», что где-то они видят ситуацию неверно и считают с погрешностями.
Что же предлагает как перспективу «дорожная карта», ставшая правительственным планом мероприятий с точки зрения передвижения вверх по лестнице Рейтинга? Сегодняшнее законодательство, например, об обществах с ограниченной ответственностью требует до получения свидетельства о регистрации открыть накопительный счет и предварительно оплатить уставный капитал не менее чем в половинном размере. Во-первых, норма абсолютно пустая и на практике не исполняющаяся (налоговики не требуют от заявителей подтверждения оплаты, а заявители не открывают накопительных счетов). Во-вторых, назвать ее обременительной для бизнеса по издержкам можно только с большой натяжкой. Тем не менее, если просто исключить ее из законодательства, то мы получим очевидный «бонус» в виде улучшения рейтинга – ведь процедура регистрации сократится на один этап и на один день.
«Карта» предлагает отменить обязательность наличия печати при прохождении процедур госрегистрации (не поясняя, отменяется ли печать совсем или только на этапе входа на рынок). Заказ и изготовление печати с точки зрения методологии Всемирного банка — это отдельная процедура, требующая затрат времени и денег. Отменим — и снова по ступенькам вверх передвинемся. Отменить печать в России предполагается в декабре 2014 года. Если уж решили, то зачем так долго ждать? Ведь и более важные изменения в законодательстве у нас, случалось, претворялись в жизнь сразу в трех чтениях и в гораздо более сжатые сроки. Или это «про запас», чтобы российская позиция в Рейтинге улучшалась не рывком, а постепенно и с достоинством?