Виктор Харченко, заместитель директора АНО ИКЦ «Бизнес – Тезаурус». Предпринимателям нужна земля
Эксперты: Харченко Виктор Анатольевич
Так получилось, что наши беседы с Виктором Харченко происходят в то время, когда он занимается проектами, выполняемыми по заказу Торгово-промышленной Палаты РФ.
- Виктор, Вы завершили заказанный ТПП проект по получению малыми предпринимателями в собственность недвижимости и начали следующий?
- Да. Начался, в общем-то, похожий проект по доступности земельных участков для субъектов малого и среднего бизнеса.
- Вы знаете, судя по этим проектам, сегодня у нас для малого и даже среднего бизнеса недоступны ни помещения, ни земельные участки.
- На самом деле, это – один из главных факторов нестабильности ведения бизнеса. Ведь стабильность ведения бизнеса очень зависит от стабильности занимаемых площадей, а это, в свою очередь, зависит от того, кому принадлежит соответствующий земельный участок.
- А у нас площади можно выкупить, а земельный участок будет чужим. Я так понимаю.
- Нет, малые предприниматели обычно и площади берут в аренду. А в стоимость аренды обычно включена и плата за земельный участок.
Но вот для того, чтобы построить ларек или пристройку к магазину, нужно оформить земельный участок в собственность. И с этого-то начинается интересная история о доступности земельных участков.
История эта связана с получением различных технических условий на участок, с подключением к нему различных элементов инфраструктуры: газа, телефона, водопровода, отопления. Возьмем оценки экспертов, в том числе и наши оценки, сделанные, когда мы проводили исследования в регионах. Согласно им, временные и стоимостные издержки, которые несут предприниматели от деятельности естественных монополистов, а также непосредственно от представителей органов власти (участки оформляются, например, в районных управах), очень велики.
- И те, кто подводит воду или газ берут еще больше, чем чиновники?
- Да.
- Замечательно. А почему возможна подобная ситуация?
- Вот в этом вопросе нам и предстоит разбираться. Почему сложилась такая ситуация? Потому что, когда проводились все реформы: регулирования, снижения административных барьеров – все исследования были направлены на изучение взаимодействия с чиновниками. Конечно, параллельно захватывались и куски темы взаимодействия бизнеса и естественных монополий. Но пристального внимания этим вопросам не уделялось.
Допустим, та же самая административная реформа, которая сейчас проводится, никоим образом не затрагивает естественных монополистов.
- Но это их и не может затрагивать – они ведь не администраторы.
- Понятно. Но сейчас у нас РАО ЕС проводит свою реформу, должна проводиться реформа Газпрома, проходит реформа ЖКХ и т.д…
- И что вы намереваетесь сделать в рамках этого проекта? Что вы хотите выяснить?
- Мы хотим рассмотреть практику получения земельных участков малыми предпринимателями, средним и крупным бизнесом. Мы хотим посмотреть статистику ФАС и судебных органов по расследованию дел о непредставлении тех или иных услуг: света, газа и так далее. Хотим посмотреть ценовые условия в разных регионах – насколько они доступны. Мы хотим посмотреть методы предоставления этих участков: они в настоящий момент могут предоставляться либо на конкурсной основе, либо без конкурса на основании заявления. Так вот, у нас без конкурса предоставляется порядка 90% участков. Это означает, что все получения согласований, технических условий возлагаются на предпринимателей. Если же государство выставляет на конкурс уже сформированный земельный участок, когда уже сформирован кадастровый план этого участка, получены все разрешения на него, существуют все обременения, то эти издержки лежат на органах власти.
- Но тогда возникает вопрос: если в 90% случаев предприниматель берет этот участок без конкурса, без документов, значит, есть, скорее всего, какая-то договоренность между покупателем и продавцом.
- Это естественно. Совсем недавно, например, были громкие публикации в прессе по поводу того, что ФАС отзывает тысячу распоряжений местных органов власти, которыми предписывается выдача участков на внеконкурсной основе. Существуют локальные монополисты. Существует такая тенденция, когда региональные и местные власти не подпускают к земельным участкам предпринимателей из других регионов. Существует практика, когда земельные участки выдаются по договоренности.
Естественно, все эти проблемы существуют. И поэтому в том числе пробуксовывает национальный проект, связанный с доступным и комфортным жильем.
- И пока, как я понимаю, не совсем ясно, что у вашего проекта будет на выходе?
- Да. Мы пока только начали этот проект.
Торгово-промышленной Палате важно не только понимание проблемы, но наши конкретные рекомендации: как ТПП может помочь в решении этих проблем через свои территориальные подразделения. Для того, чтобы сформировать подобные предложения, нам необходимо проанализировать, чем занимаются подразделения ТПП по данной проблематике на текущий момент, посмотреть, какая у них имеется информация, и сформулировать предложения, которые помогут им наладить свою деятельность и проявить активность именно в этих вопросах.
- И вы опять будете проводить исследования в пяти регионах, как это было на прошлом проекте ТПП?
- Нет. Мы в прошлом году уже выезжали в достаточно большое количество регионов. У нас уже сформирована некая экспертная база. Мы будем теперь отправлять запросы в определенные подразделения и получать от них информацию для анализа. Также мы будем анализировать информацию из доступных источников, а также информацию, полученную нами в процессе работы над другими проектами. Потом на выходе мы будем делать материал.
- Сколько времени вам отводится на работу над проектом?
- Шесть месяцев.
- Насколько я помню, по результатам предыдущего проекта ТПП вносила в Госдуму соответствующий законопроект.
- Да. Мы разработали проект закона о внесении изменений в закон о приватизации, и на основании наших предложений ТПП внесло этот законопроект в комитет по собственности. Комитет его рассматривал, но они разработали свой альтернативный закон, который на днях должен был проходить первое чтение.
Наш законопроект направлен на соблюдение баланса между частными и государственными интересами. И звучит это как внесение изменений в закон о приватизации. Тот закон, который подготовил комитет по собственности, - обособленный закон об особенностях приватизации помещений, арендуемых добросовестными предпринимателями. Он гораздо больше направлен на удовлетворение интересов предпринимателей.
Надо сказать, что относительно их варианта закона существует довольно жесткая позиция Минэкономразвития, считающего: все приватизационные процедуры должны происходить в рамках существующего закона о приватизации. Мы предложили вариант баланса, и если сейчас законопроект комитета по собственности не пройдет, возможно, депутаты вернутся к нашим предложениям.
- И вы надеетесь, что результаты проекта по приватизации земельных участков тоже могут претендовать на роль законопроекта?
- Нет, в рамках проекта по земельным участкам мы не разрабатываем никаких законопроектов. Мы разрабатываем предложения для ТПП, как улучшить их деятельность по сопровождению национального проекта, в том числе по поддержке малого бизнеса.
Беседовал Владимир Володин