Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Чепуренко Александр Юльевич

Александр Чепуренко, Президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ. Необходимо понять, что бизнес – не инструмент государства. Часть вторая

- Александр Юльевич, вы говорили о помощи представителям малого и среднего бизнеса через систему микрофинансирования. Но, по-моему, у нас никто этим (я имею в виду государственные органы) заниматься не собирается.

- Ну, на словах такая возможность фигурирует, а вот на деле те два закона, без которых микрофинансовый сектор не может работать: закон о микрофинансовых организациях и закон о кредитных кооперативах…

- Они не приняты.

- Один только-только направлен в правительство, второй вообще где-то застрял.

- А кто их готовил?

- Минфин.
Теперь о том, о чем мы уже говорили, Я имею в виду так называемых "газелей". В России еще до кризиса существовали венчурные фонды, и было их несколько десятков. Они инвестировали вполне достаточные объемы "длинных" венчурных денег. Но в условиях кризиса они, конечно, не могут работать без государственных гарантий.

- По-моему, вместо гарантий в государственный венчурный фонд не так давно пришли прокуроры.

- Как бы то ни было, эти частные венчурные фонды, на мой взгляд, должны получить подпитку в виде государственных ресурсов. И у нас есть такие институты развития, помимо тех, куда приходят прокуроры. Но, к сожалению, у них в уставе записаны отраслевые, а не социально-экономические приоритеты. То есть им предписано инвестировать, например, в энергосбережение.
А я считаю, что инвестировать нужно в любую быстро растущую компанию. Ведь уже одним фактом своего существования и роста в течение многих лет она продемонстрировала, что является лучшей. И она лучше, чем государственный институт развития знает, как определить и как наращивать растущие, наиболее перспективные сегменты рынка.
Так что я поддерживал бы эти фирмы, а не какие-то абстрактные. Это могла бы делать и корпорация "Роснано", которая все мучается, но за год отобрала всего полтора проекта для инвестирования, а больше найти не может. В этих условиях нужно было бы все институты развития, которые государство создало за последние годы, переориентировать с отраслевых и ведомственных приоритетов на приоритеты поддержки определенного сегмента - быстро растущих малых, а в основном средних компаний. Ведь именно они производят инновации, создают рабочие места.
Наконец, надо в какой-то мере воспользоваться опытом, накопленным другими странами во времена Великой депрессии. Причем не обязательно воспринимать его буквально и строить именно дороги.
Я не так давно разговаривал с работниками крупных металлургических корпораций. Они жалуются, что до конца прошлого года стремительно падал спрос на металл. И хотя сейчас дела пошли получше, положение надо как-то исправлять. Тем не менее, никому из них не пришло в голову, что надо объединиться и выйти в государственные органы с предложением: сформировать программу с условным названием "Своя крыша".
Не секрет, что в подавляющем числе российских сел и малых городов жилой сектор крыт, конечно, не соломой…

- Но рубероидом.

- Да, им или асбестом. И можно было бы сформулировать некую программу кредитования для домовладельцев, которую государство могло бы субсидировать. И в рамках этой программы домовладелец мог бы получить целевой кредит, допустим, на пять лет, и на эти деньги покрыть крышу оцинкованным железом. И государство оговаривает, что кредит будет выдан банками по определенным ставкам, а если ставки окажутся выше установленных, то государство их субсидирует.
Что мы получили в итоге? Во-первых, мы поддержали бы крупный сектор экономики - металлургию. Во-вторых, мы поддержали бы многие наши домохозяйства. И, в-третьих, это будет поддержка множества небольших компаний, которые будут выполнять работы по ремонту и установке новых крыш.

- А эти компании, в свою очередь, организовали бы новые рабочие места.

- Да. И несколько таких проектов могли бы, на мой взгляд, способствовать созданию новых точек роста спроса на услуги малого и среднего бизнеса в сфере того же жилищно-коммунального хозяйства.

- Да и дороги нам строить сам бог велел. Как теперь шутят: дураки и дороги - это уже не две беды, а инфраструктура.

- Про дороги я вообще не говорю: это - хрестоматийный пример. Тем более, что дураков трудно победить, а дороги исправить можно. И во время кризиса с ними как раз легче разобраться.
А для того, чтобы они в итоге оказались в хорошем состоянии, нужно заключать договоры не только на их строительство или ремонт, но сразу и на дальнейшее сервисное обслуживание. Строители должны знать: если через три месяца на их дороге появятся выбоины, то латать их они будут из своего дохода.
Разумеется, это не все, что можно делать, я просто хотел на некоторых примерах показать, каким должен быть подход к делу. Но ничего похожего я пока не вижу.
И еще одно важное обстоятельство. Итоги различных исследований мирового предпринимательства говорят о том, что в экономиках среднего уровня развития желающих заняться бизнесом удерживает не только и не столько отсутствие стартового капитала. Его при желании можно найти. Удерживают другие вещи: отсутствие навыков, знаний, преувеличенное представление о рисках (и, наоборот, непонимание реальных рисков). Проще говоря, надо вкладываться в различные образовательные программы по формированию предпринимательских навыков. В первую очередь такие программы должны охватить наиболее уязвимые, но в то же время наиболее адаптивные слои общества: студенческую молодежь, военных, безработных. Практика целого ряда стран показывает, что минимальное расширение уровня знаний, необходимых для предпринимательской деятельности, резко снижает боязнь ошибок и столь же резко увеличивает шансы на выживаемость бизнеса. И это - еще одна важная мера. Ведь при внедрении таких программ доля населения, перебивающегося случайными заработками или просто живущего на пособие по безработице, уменьшается. А растет количество людей, занимающихся собственным бизнесом.
Конечно, не все эти бизнесы выживут. Часть из них, безусловно, просуществует не более одного - двух лет.

- Но главное, чтобы они проработали именно ближайшие пару лет.

- Конечно. Они сыграют роль социального демпфера и дадут дополнительный стимул для оживления потребительского спроса. И не забывайте: каждый субъект малого бизнеса кормит от одного до четырех домохозяйств. И это очень важно.


Беседовал Владимир Володин

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости