Прогноз на завтра: куда ни кинь…
Эксперты: Володин Владимир Борисович
«Год 2013-й был последним годом экономического роста в России. Экономические итоги разочаровывают — рост практически прекратился. Даже в целом за год официальная статистика покажет, что прирост ВВП составил где-то около 1,3% — худший результат с 1999 года, за исключением острого кризисного 2009 года (тогда ВВП упал на 7,8%)», - пишет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. И он в своем мнении отнюдь не одинок.
Даже премьер Дмитрий Медведев, выступая в рамках Гайдаровского форума, вынужден был признать «наши сегодняшние проблемы», хотя и дал оригинальную трактовку их причин. Сегодняшние проблемы, оказывается, «не являются результатом ошибок прошлого. Во всяком случае, их было не так много. Напротив, это, скорее, следствие успешной реализации экономической политики последних 10-12 лет, которая и позволила нашей стране совершить рывок вперед, подняться на иную качественную ступень, на которой мы сталкиваемся с совершенно другими по своей природе и масштабу вызовам, по сравнению с теми, которые стояли перед нами еще 10-15 лет назад».
Желающие могут оглянуться окрест и самостоятельно оценить успешную экономическую политику, в результате которой дефолт возможен при цене не в 9, а в 50 долларов за баррель, и иную качественную ступень, на которой мы оказались.
Пока же оценку состояния России дали эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
По данным ОЭСР, работники в России подвергаются ужасному и поразительному угнетению. Коэффициент Джини в России (статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества) таков, что по распределению национального богатства среди граждан Россия является одной из самых неравноправных стран. А относительно низкий уровень безработицы в России вызван тем, что в стране большое количество рабочих мест, не требующих высокой квалификации. Этим же фактором во многом объясняется и колоссальное неравенство.
Но, с другой стороны, по мнению экспертов ОЭСР, и рабочая сила в нашей стране оставляет желать лучшего. Система образования в России показывает результаты существенно ниже средних по ОЭСР. Кроме того, она не в состоянии подготовить тех же студентов к работе, которая реально имеется. В связи с этим невозможно удовлетворить экономические потребности страны. Всемирный экономический форум отводит российской системе образования 78-е место в числе 140 стран.
Когда же россияне оканчивают школу, они практически не пытаются заниматься самообразованием. В процесс непрерывного обучения (имеется в виду учеба без отрыва от работы, идущая постоянно) включены 12% рабочих, в то время как в Швеции этот показатель составляет более 70%. Расходы работодателей на непрерывное обучение в 2007 году составили всего 0,3% от фонда заработной платы, в то время как во Франции они были равны 1,5%. И никакой тенденции к увеличению этих расходов в России не прослеживается.
Но и это еще не все. Россия занимает 10-е место в мире по смертности (лишь в девяти странах мира граждане умирают быстрее, чем у нас), 152-е по продолжительности жизни и 165-е по рождаемости.
Данные, приводимые экспертами ОЭСР свидетельствуют о том, что с 2007 года рост ВВП в стране неизменно следовал за ценой нефти марки Urals. Когда цены на нефть повышались, поднимался и ВВП; когда цены падали, ВВП устремлялся вниз вслед за ними. Когда в последние три года цены на нефть стабилизировались, рост российского ВВП снизился на две трети.
Сценарии развития экономики России разработали и экономисты очередного Всемирного экономического форума в Давосе. Основное положение, выдвинутое ими: позитивного сценария для России в ее нынешнем виде нет. Для нее одинаково плохо и падение цен на нефть, и их рост - и то и другое загонит Россию в кризис. В первом случае это случится быстрее, а во втором система будет разваливаться медленно.
Лучший сценарий для России - это бурное развитие отдельных регионов, несмотря на проблемы центра. Некоторые из них, устав от бездействия федеральных властей, начнут реализовывать собственные программы борьбы с коррупцией и улучшения инвестиционного климата. Однако это чревато разделением страны на процветающие и депрессивные регионы и распадом страны. Предотвратить это может только изменение политики федеральных властей, которые позаимствуют опыт самых успешных регионов и будут делать все для улучшения бизнес-климата во всей стране.
Хорошо говорить об улучшении бизнес-климата в стране, когда, например, три автора во главе с директором Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андреем Яковлевым публикуют статью под названием «Научился ли российский бизнес защищаться от силовиков?». Одно это название – приговор российскому бизнес-климату: чему должен учиться бизнес? Тому, как подавать иски в суд? Ведь именно так он защищается в любой цивилизованной стране. Но мы же понимаем, что речь не об этом. В такой ситуации можно только удивляться, что Россия заняла 67-е место в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума. По качеству же институтов она занимает лишь 133-е место, а по инновационному потенциалу – 85-е. Финансовый, товарный рынки и рынок труда остаются недостаточно эффективными. К тому же страна страдает от неспособности адаптировать новые технологии.
Из-за сырьевого бума в России постепенно в упадок пришли другие сектора экономики и институты. Бюджет оказался зависим от цены на нефть, но если сейчас она выше 100 долларов за баррель, то в ближайшие годы России придется столкнуться с совершенно новой ситуацией на рынке энергетики. К 2020 году США могут потеснить Россию и Саудовскую Аравию с места самого крупного производителя нефти в мире. Существует вероятность, что американская «сланцевая революция» распространится и на другие страны, прежде всего на Китай и Европу. В любом случае цены на нефть снизятся.
На рынке газа представляют опасность также новые игроки вроде Ирана. Страдает Россия и от низкой эффективности институтов. Вести бизнес в стране сложно из-за административной нагрузки. При этом штат государственных работников расширяется, а зарплаты в госсекторе растут. Господа, писавшие в Давосе сценарии нашего развития, не церемонились, описывая российские беды.
Они отмечают и еще одну проблему – непредсказуемость регулирования. Компании и бизнес просто не знают, как изменится регулирование и как применяется его текущая версия. Это становится хорошей почвой для коррупции. Россия является одной из самых коррумпированных крупных экономик мира.
В итоге представляются три сценария развития страны. О первом сказано выше – локомотивами развития становятся регионы.
Второй сценарий - шаткая стабильность. Кризис в мире продолжается. Цены на нефть падают до 60 долларов за баррель. Правительство не может поддерживать нынешний уровень госрасходов и начинает их целевое сокращение. Вновь вводится ограничение на движение капитала. Ситуация с бюджетом становится все более опасной, резервы исчерпаны, а кредитный рейтинг России снижается.
Если власти ничего не сделают, систему ждет коллапс.
Наконец, третий сценарий: Россия упустит все возможности. Мировая экономика стабилизируется. Растет цена на нефть. В стране наступает новый период процветания. Но людей это радует все в меньшей степени, россияне недовольны своей жизнью.
Услуги государственного сектора не становятся лучше, наблюдаются проблемы с образованием и здравоохранением. Коррупция также никуда не исчезла. Люди боятся за сохранность того, что было ими заработано. В элитах начинается раскол: часть из них хочет и дальше зарабатывать на энергетическом секторе, а часть требует реформ. Договориться между собой две группы не в состоянии.
Но это – сценарии зарубежных специалистов. Обратимся опять к анализу ситуации, предлагаемому Игорем Николаевым: «То, что 2014 год будет годом дальнейшего ухудшения экономической ситуации в России, — это на самом деле еще не самое страшное. Самое плохое то, что 2015-й тоже будет кризисным. Постепенное ухудшение экономической ситуации практически фатально. Слишком много было не сделано или сделано неправильно, плюс к тому же делать собираются в большинстве своем совсем не то, что необходимо.
Кстати, не в таком уж и далеком прошлом нечто подобное уже было в нашей стране, в конце 80-х годов прошлого столетия. История, похоже, повторяется».Так-то вот, господа. А как хочется аргументированного оптимизма.