Рейтинг социальной ответственности российских компаний в мае 2015 г.
Агентство политических и экономических коммуникаций представляет рейтинг социальной ответственности российских компаний в мае 2015 года.
Компания |
Место в рейтинге |
Средний балл |
Очень высокий уровень социальной ответственности | ||
РЖД |
1 |
9,33 |
«Аэрофлот» |
2 |
9,30 |
«Газпром» |
3 |
9,15 |
«Татнефть» |
4 |
9,04 |
«ЛУКОЙЛ» |
5 |
8,95 |
«Северсталь» |
6 |
8,86 |
«Сургутнефтегаз» |
7 |
8,75 |
«Транснефть» |
8 |
8,73 |
«ВТБ» |
9 |
8,70 |
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) |
10 |
8,65 |
«Росатом» |
11 |
8,60 |
«Норильский никель» |
12 |
8,57 |
«Уралвагонзавод» |
13 |
8,55 |
«Алроса» |
14 |
8,50 |
«Роснефть» |
15 |
8,41 |
«Газпромбанк» |
16 |
8,35 |
«Ростех» |
17 |
8,33 |
«Металлоинвест» |
18 |
8,28 |
Объединенная металлургическая компания |
19 |
8,25 |
«Полюс золото» |
20 |
8,12 |
Высокий уровень социальной ответственности | ||
«Росбанк» |
21 |
8,03 |
«Россельхозбанк» |
22 |
7,89 |
«УГМК» |
23 |
7,80 |
Магнитогорский металлургический комбинат |
24 |
7,77 |
«Стройгазконсалтинг» |
25 |
7,72 |
«РусГидро» |
26 |
7,65 |
«ТАИФ-НК» |
27 |
7,58 |
Трубная металлургическая компания |
28 |
7,45 |
«Газпром автоматизация» |
29 |
7,33 |
«Нижнекамскнефтехим» |
30 |
7,28 |
«Сбербанк России» |
31 |
7,15 |
«КЭС-Холдинг» |
32 |
7,07 |
«Мостотрест» |
33 |
6,95 |
«Ростелеком» |
34 |
6,84 |
«СИА Интернейшнл Лтд.» |
35 |
6,70 |
«Славнефть» |
36 |
6,66 |
«Стройгазмонтаж» |
37 |
6,50 |
«СУЭК» |
38 |
6,45 |
«Трансмашхолдинг» |
39 |
6,42 |
«Фосагро» |
40 |
6,35 |
«Алмаз-Антей» |
41 |
6,20 |
«ВымпелКом» |
42 |
6,15 |
«Евраз груп» |
43 |
6,11 |
«Росэнергоатом» |
44 |
6,05 |
«Номос-банк» |
45 |
6,00 |
«Сибур» |
46 |
5,90 |
«Фольксваген Груп Рус» |
47 |
5,88 |
«ЧТПЗ» |
48 |
5,83 |
«ГАЗ» |
49 |
5,80 |
«Дж. Т. И. по Маркетингу и Продажам» |
50 |
5,75 |
Средний уровень социальной ответственности | ||
«КамАЗ» |
51 |
5,70 |
«ЛГ Электроникс Рус» |
52 |
5,66 |
«Мегафон» |
53 |
5,64 |
«МРСК» («Российские сети») |
54 |
5,60 |
Национальная компьютерная корпорация |
55 |
5,55 |
«НоваТЭК» |
56 |
5,52 |
«Оборонпром» |
57 |
5,45 |
Первая грузовая компания |
58 |
5,40 |
«Почта России» |
59 |
5,36 |
«Рольф» |
60 |
5,33 |
«Росгосстрах» |
61 |
5,29 |
«Русал» |
62 |
5,25 |
«Русснефть» |
63 |
5,22 |
«ТНК-ВР» |
64 |
5,20 |
«Уралкалий» |
65 |
5,18 |
«ФСК ЕЭС» |
66 |
5,13 |
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» |
67 |
5,10 |
«Alliance Oil Company» |
68 |
5,07 |
«PepsiCo» |
69 |
5,05 |
«Ашан» |
70 |
5,02 |
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» |
71 |
5,00 |
«СОГАЗ» |
72 |
4,95 |
«Иркутскэнерго» |
73 |
4,88 |
«Евросеть-Ритейл» |
74 |
4,80 |
«Метро Кэш энд Керри» |
75 |
4,71 |
«МОЭК» |
76 |
4,66 |
«Нобель Ойл» |
77 |
4,62 |
«Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» |
78 |
4,60 |
«Протек» |
79 |
4,55 |
«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» |
80 |
4,53 |
«Эльдорадо» |
81 |
4,45 |
«Merlion» |
82 |
4,41 |
«АвтоВАЗ» |
83 |
4,38 |
«Альфа-банк» |
84 |
4,33 |
«Балтика» |
85 |
4,25 |
«ДИКСИ» |
86 |
4,17 |
«Еврохим» |
87 |
4,12 |
«Интер РАО» |
88 |
4,07 |
«Мечел» |
89 |
4,03 |
«Система» |
90 |
4,00 |
«Трансаэро» |
91 |
3,95 |
«ЮТэйр» |
92 |
3,80 |
«Автотор» |
93 |
3,75 |
«Ингосстрах» |
94 |
3,68 |
«Лента» |
95 |
3,62 |
«М. Видео» |
96 |
3,56 |
«X5 Retail Group» |
97 |
3,45 |
«Автофрамос» |
98 |
3,31 |
«Банк Хоум Кредит» |
99 |
3,22 |
«Магнит» |
100 |
3,13 |
Методика исследования
Для определения ежемесячного рейтинга социальной ответственности российских компаний Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в мае 2015 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 40 известных экспертов. Оценка проводилась для 100 наиболее крупных российских компаний.
Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 уровень социальной ответственности российских компаний.
Сначала каждый из экспертов оценил уровень социальной ответственности каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) существует с 2004 года. Рейтинговые исследования – одно из главных направлений его деятельности. Наиболее известные продукты АПЭК: рейтинг влияния 100 ведущих политиков России, рейтинг влияния губернаторов, отраслевой рейтинг влияния деятелей ТЭК.
Участники исследования АПЭК
Благов Юрий (Центр корпоративной социальной ответственности Прайсвотерхаус Куперс), Буев Владимир (Национальный Институт системных исследований проблем предпринимательства), Вострецов Сергей (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зверева Наталия (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»), Зудин Алексей (Институт социально-экономических и политических исследований), Исаев Андрей (Комитет Государственной думы по труду и социальной политике), Ишин Александр (Совет Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Кагарлицкий Борис (Институт глобализации и социальных движений), Калабихина Ирина (Факультет экономики МГУ), Кожокин Евгений (Академия труда и социальных отношений), Козина Ирина (Институт управления социальными процессами НИУ ВШЭ), Локосов Вячеслав (ИСЭПН РАН), Мартыненко Владимир (ИСПИ РАН), Масленников Никита (Институт современного развития), Миронов Валерий (Центр развития НИУ "Высшая школа экономики"), Мисихина Светлана (Академия бюджета и казначейства Минфина), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Осипов Геннадий (Институт социально-политических исследований Российской академии наук), Приходько Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Пузанов Александр (Фонд «Институт экономики города»), Ржаницына Людмила (Институт экономики РАН), Рябов Игорь (Исследовательский центр "Промышленность и общество"), Синельников-Мурылев Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Соколов Владимир (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Солдатова Нина (Департамент по развитию предпринимательства ТПП РФ), Сомов Алексей (Журнал «Социальное партнерство»), Столяров Булат (Институт региональной политики), Таланов Сергей (Кафедра социологии Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова), Чаплин Константин (Агентство бизнес-информации), Шейман Игорь (Высшая школа экономики), Энтов Револьд (РАН).
Комментарий к рейтингу за май 2015
Десятка лидеров рейтинга
Расстановка сил в первой десятке рейтинга российских компаний по уровню социальной ответственности в мае заметно изменилась. Транспортные компании − «Российские железные дороги» (1) и «Аэрофлот» (2) − продолжили укреплять свои позиции и по итогам месяца вырвались на лидирующие позиции. Социальная ответственность «РЖД» перед сотрудниками компании закреплена в коллективном договоре, на исполнение которого по итогам 2014 г было направлено 110 млрд руб. «Аэрофлот» в свою очередь сообщил о намерении заморозить цены на авиабилеты по социально значимым направлениям внутри России. 3-я позиция для «Газпрома» в мае стала худшей за год. Тем не менее компании удалось удержаться в тройке лидеров.
В целом предприятиям нефтегазовой отрасли после слабого апреля в мае удалось вернуть доминирующие позиции в топ-10 рейтинга социальной ответственности компаний. По итогам месяца очень высокий уровень социальной ответственности, помимо «Газпрома», продемонстрировали «Татнефть» (4), «ЛУКОЙЛ» (5), «Сургутнефтегаз» (7) и«Транснефть» (8). Нефтегазовые компании, как правило, сосредоточены на общественных инициативах в регионах присутствия. Так, например, «ЛУКОЙЛ» сообщил о проведении конкурса социальных проектов «Стратегия успеха», целью которого является поиск и стимулирование наиболее значимых для территорий деятельности холдинга, а также в целом регионов присутствия.
Два представителя металлургической отрасли в мае в десятке лидеров рейтинга – это «Северсталь» (6) и «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) (10). «Северсталь» известна активной поддержкой культурных проектов. Так, недавно оргкомитет грантового конкурса «Музеи − детям» компании «Северсталь» объявил финалистов. Его победителем стал проект «Мировое искусство – детям: Древний мир», в рамках которого детская художественная галерея Великого Устюга станет центром творческой самореализации детей.
На 9-е место по уровню социальной ответственности среди российских компаний в мае удалось подняться банку «ВТБ».
Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности
Во второй десятке рейтинга российских компаний по уровню социальной ответственности представлены в основном предприятия металлургической отрасли. В мае здесь«Норильский никель» (12), «Металлоинвест» (18), Объединенная металлургическая компания (19) и «Полюс золото» (20). Глава «Норильского никеля» Владимир Потанин подтвердил намерения компании по масштабному улучшению экологической обстановки в Норильске. Кроме того, близки к лидерам «УГМК» (23), Магнитогорский металлургический комбинат (24) и Трубная металлургическая компания (28), продемонстрировавшие высокий уровень социальной ответственности.
Традиционно в рейтинге сильны позиции государственных корпораций и компаний с государственным участием. По итогам мая в топ-20 вошли «Росатом» (11) и «Ростех» (17). «Ростех» и Федеральная служба по труду и занятости планируют совместно развивать единую базу вакансий информационно-аналитической системы «Работа в России». Необходимо отметить и «РусГидро» (26), которая расположилась достаточно близко к лидерам.
Среди представителей банковской сферы, помимо «ВТБ», в двадцатку российских компаний-лидеров по уровню социальной ответственности удалось войти «Газпромбанку» (16). Вплотную к топ-20 по итогам мая удалось приблизиться также «Росбанку» (21) и «Россельхозбанку» (22).
В двадцатке лидеров среди российских компаний по уровню социально ответственности в мае остались «Уралвагонзавод» (13), «Алроса» (14) и «Роснефть» (15). Несмотря на трудности с заказами, по итогам работы в 2014 г средние зарплаты работников «Уралвагонзавода» более чем на 10% превысили средний уровень оплаты труда в Свердловской области.
Высокий уровень социальной ответственности в мае был характерен также для предприятий, аффилированных с «Газпромом» (это «Стройгазконсалтинг» (25) и «Газпром автоматизация» (29)), а также для представителей нефтехимической отрасли в Татарстане – «ТАИФ НК» (27) и «Нижнекамскнефтехим» (30).