Куда идут "теневые" доходы МБ
Каков уровень потенциального предпринимательства в России, как российский бизнес развивается в сравнении с китайским и бразильским, в чем причина ухода «в тень» малого предпринимательства – об этом шла речь в четверг, 5 апреля, в ходе одного из секционных заседаний VIII Международной научной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие».
Некоторые предварительные результаты исследования Global Entrepreneurship Monitor (GEM) в России в 2006 году представила доцент кафедры статистики ГУ-ВШЭ Ольга Образцова. По ее словам, российское предпринимательство представлено в основном оптовой и розничной торговлей, как о том и свидетельствуют данные официальной статистики. Однако в них, как правило, не отражаются особенности раннего (до 3,5 лет) и потенциального предпринимательства, которые также были рассмотрены в ходе исследования. Так, для потенциального предпринимательства на втором месте по привлекательности после торговли стоит строительство, а для раннего бизнеса – операции с недвижимостью, для устоявшегося же бизнеса интерес представляют сферы транспорта и связи.
Кроме того, 2/3 опрошенных в ходе исследования бизнесменов отмечали характер своей продукции как новый, около 25% обратили внимание на инновационный характер используемых технологий, однако с развитием бизнеса доля инноваций в нем снижается.
Также GEM позволяет сделать выводы об источниках финансирования предпринимательства в России. Так, лишь 12,5% начинающих предпринимателей готовы самостоятельно финансировать свой бизнес. Кроме того, 3% населения РФ являются бизнес-ангелами. С развитием бизнеса у российского предпринимательства до 62% увеличивается стремление привлекать кредитные ресурсы. При этом роль государства в финансовой поддержке бизнеса респондентами практически не отмечалась.
О.Образцова назвала «легендой, которая не оправдалась», представление о том, что в Москве бизнес развит лучше, чем на прочей территории России. Это утверждение правомерно лишь для устоявшегося бизнеса, в то время как уровень развития раннего бизнеса, например, в Иркутской области в 2,5 раза выше, чем в Москве, а по уровню потенциального предпринимательства Москва занимает четвертое место (всего было исследовано 108 населенных пунктов), отставая при этом от максимального показателя практически на треть.
Также О.Образцова в целом обрисовала портрет начинающего и потенциального предпринимателя в России: это люди 33-40 лет, половина из них – так называемые вынужденные предприниматели, при этом рыночные ценности важны лишь для средней возрастной группы (25-44 лет) и не имеют такого значения для людей до 24 и старше 45 лет.
Подводя итог своему выступлению, О.Образцова заявила, что Россия – это страна со средним уровнем развития предпринимательского потенциала.
Сравнение уровня развития предпринимательства в Китае, России и Бразилии сделала директор по научной работе Центра экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР) Екатерина Журавская. Она отметила, что среди этих трех стран процент самозанятых самый высокий в Бразилии и самый низкий в России, при этом Москва по данному показателю находится на предпоследнем месте из 21 города, в которых проводилось исследование (по 7 городов в каждой стране).
Для предпринимателей всех трех стран свойственная значительная географическая мобильность, при этом в РФ и Китае предприниматели характеризуются большей профессиональной мобильностью, чем в Бразилии. К риску также больше склонны россияне и китайцы.
Во всех трех странах предприниматели являются более счастливыми и успешными людьми, чем наемные работники, и все они, как правило, предпочитают работу отдыху. Однако бизнесменами Китая и России движет желание больше зарабатывать, а бразильцами – служение обществу.
Кроме того, предприниматели РФ и Китая более толерантны к различным нарушениям законодательства, таким как, например, взятки, чем их коллеги из Бразилии.
Во всех трех странах основным источником финансирования как открытия, так и расширения бизнеса являются собственные сбережения предпринимателей.
В целом, заключила Е.Журавская, существует четкое различие между предпринимательством в России и Китае, с одной стороны, и Бразилии - с другой. По ее словам, оно может объясняться тем, что в Бразилии предпринимательство является зачастую семейным бизнесом и передается по наследству, эту страну характеризует предпринимательская культура, которая только начинает складываться в России и Китае.
Заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Олег Шестоперов оценил долю «теневого» оборота малого предпринимательства в России. По его словам, объем «теневой» активности малого бизнеса с 2002 по 2006 гг. несколько снизился: с 44,5% до 38,2%. При этом те, кто скрывал до 20% оборота, как правило, свою «теневую» активность повысили, те, у кого «в тени» находилось более 80% бизнеса, не изменили масштаба своей деятельности, «теневая» активность снизилась лишь у предпринимателей, скрывавших от налогообложения от 20% до 80% оборота.
Неучтенные доходы, по словам О.Шестоперова, направляются бизнесменами на выплату заработной платы и аренды, взаиморасчет с поставщиками, неофициальные выплаты чиновникам, при этом около 30-40% таких доходов идет на развитие бизнеса.
По сравнению с 2002 годом в прошлом году сократилось количество фирм, выплачивающих зарплату «в конвертах» и дающих взятки чиновникам, при этом увеличился объем «теневых» расчетов между предприятиями, сообщил он.
Среди основных причин ухода бизнеса «в тень» О.Шестоперов назвал высокие ставки налогов, значительные неформальные платежи, например, при оформлении лицензий и проведении проверок на предприятиях. Кроме того, к этому склоняет и сама бизнес-среда, в которой часто практикуются откаты за предоставление заказов или «теневые» расчеты с поставщиками.