Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Антончиков Сергей Николаевич

Финансы для малого бизнеса. Российская и зарубежная практика.

     Александр Калтырин, Вице-президент, руководитель Аппарата Председателя Правления Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ», д.э.н.

    Сергей Антончиков, советник Председателя Правления Открытого акционерного общества «БАНК УРАЛСИБ», эксперт АНО «НИСИПП»

 

Известно, что предпринимательский сектор развитых государств составляет основу их экономик. Так, вклад малого и среднего предпринимательства (МСП) в валовый внутренний продукт ряда европейских стран, а также США и Канады, составляет около 40-50%. На долю российского МСП приходится всего 15-20% совокупной добавленной стоимости. Поэтому малое и среднее предпринимательство рассматривается правительством как один из факторов развития российской экономики и становится особенно актуальным в условиях исчерпания источников дальнейшего роста, основанных на сырьевой экономической модели.

Одним из важных направлений, реализуемых  Правительством РФ и Банком России мер поддержки малого и среднего бизнеса, является расширение доступа данного сектора экономики к источникам финансирования и удешевление процентной ставки кредитования.

В рамках данной статьи мы делаем обзор ключевых российских инициатив в этой области, а также для сравнения приводим некоторые примеры эффективных действий ряда других государств. В этих целях мы воспользовались результатами работы подгруппы финансирования МСП «Глобального партнерства по расширению доступа к финансовым услугам G20» (GPFI) [1]. Данные выводы были опубликованы в докладе Международной финансовой корпорации (IFC) «SME Finance Policy Guide» в октябре 2011 года. Экспертами было проанализировано 164 модели регулирования доступа МСП к финансированию, применяемых в различных странах мира, которые включали законодательные изменения, меры улучшения финансовой инфраструктуры, формы государственной поддержки. Также нами использовалась информация, представленная на официальных порталах зарубежных государственных учреждений, отвечающих за регулирование бизнес-среды МСП, в т. ч. иностранных центральных банков.

Представляя программы и меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляемые российскими государственными институтами, необходимо указать на следующие блоки инициатив.

 

Таргетирование инфляции.

Через выполнение одной из своих основных функций, осуществление денежно-кредитной политики и управление инфляцией, Центральный Банк косвенно решает и другую задачу, влияющую на доступность кредитных средств - регулирование ставки кредитования. Это работает через одну из составляющих процентной ставки - уровень инфляции.

Обеспечение ликвидностью.

В условиях возрастающего оттока капитала усиливается проблема обеспечения российского банковского сектора денежной ликвидностью. Это естественным образом влияет на доступ предприятий, в т.ч. и малого и среднего бизнеса, к источникам финансирования, как через объем предложения, так и через уровень ставок денежного рынка, которые тесно взаимосвязаны. Здесь действия регулятора направлены на расширение инструментов рефинансирования коммерческих банков. Применительно к решению задачи обеспечения доступа МСП к источникам финансирования, Центробанк проводит ряд мер, облегчающих рефинансирование банковского сектора. В их числе применение ЦБ экспериментальных специализированных инструментов финансирования, предусматривающих кредитование МСП Банка под залог прав требования по межбанковским кредитам на цели финансирования предприятий малого и среднего бизнеса сроком до года. При этом ставка кредитования МСП Банка сохраняется на весьма комфортном для дальнейшего рефинансирования коммерческих банков уровне – 4 процента годовых.

В последнее время ведется обсуждение вопроса упрощения механизма рефинансирования Банком России кредитов, выданных банками малому и среднему бизнесу под гарантии Федерального гарантийного фонда.

Отдельно стоит остановиться на принятых Госдумой в конце 2013 года законах, вносящих кардинальные изменения в правовое поле, регулирующее сделки секьюритизации. 23 декабря прошлого года были опубликованы два закона, один из которых на этапе законопроекта был более известен как закон о секьюритизации. Данный закон предусматривает внесение изменений в более чем пятнадцать федеральных законов, в т.ч. в Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, законы «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке РФ». Второй нормативный акт затрагивает раздел Гражданского Кодекса РФ, регулирующий залоговое право. Оба закона носят революционный характер в связи с тем, что сближают российское законодательство с развитыми западными юрисдикциями, открывая возможности и предоставляя инструменты для реализации сложных секьюритизационных сделок. В частности, предусматривается открытие специализированных юридических лиц (в западной практике называемых SPV), обладающих специальными правами, обеспечивающими проведение сделок секьюритизации с неипотечными активами. Как известно, до этого в российской юрисдикции можно было открыть SPV, выполняющее функции только ипотечного агента для секьюритизации соответствующих активов. Цель создания SPV в рамках нового законодательства, выпуск облигаций, обеспеченных иными видами активов, приобретаемых таким обществом (неипотечными).

Изменения залогового законодательства предполагает использование в качестве предмета залога ценных бумаг, недвижимого имущества и денежных требований, в т.ч. наступающих в будущем. Данные законы вступают в действие с 1 июля 2014 года. Таким образом, у Центрального Банка теоретически появляется возможность организации рефинансирования банков путем включения в ломбардный список ценных бумаг SPV, обеспеченных кредитами, в т.ч. малых и средних компаний.

 

World practice:

Меры по  предоставлению фондирования банков для кредитования МСП [2].

Великобритания:

В июле 2012 года Банк Англии совместно с Правительством Великобритании в целях преодоления кризисных явлений в экономике ввел схемы прямого целевого фондирования банков для кредитования МСП. В апреле 2013 года действие данных мероприятий было продлено до января 2015 года.

 

Расширение видов и форм обеспечения кредитов.

Важными направлениями в реализации этого блока инициатив Банк России видит в дальнейшем изменении залогового законодательства, облегчающего для банков реализацию залогового имущества, создании базы данных заложенного движимого имущества и введении специальных залоговых счетов, с которых банки могли бы беспрепятственно списывать деньги должников.

К числу мер, расширяющих возможности наращивания обеспечения по кредитам, следует отнести действия правительства по развитию механизма гарантирования кредитов с участием государственных гарантийных фондов. Как известно, необходимым шагом дальнейшего развития данного института является формирование единой национальной системы, объединяющей региональные гарантийные организации и создание федерального гарантийного фонда, который станет ядром системы. В целях реализации потенциала системы создано Агентство кредитных гарантий, указ о формировании которого был подписан Президентом России 2-го апреля текущего года, а 5-го мая состоялось подписание соответствующего распоряжения Правительства РФ. Согласно указу уставный капитал Агентства составит 50 млрд. рублей. Функционируя в форме небанковской кредитно-депозитной организации, Агентство будет предоставлять контргарантии региональным гарантийным фондам по кредитам малым и средним предприятиям, а в случаях, когда размер кредита будет превышать возможности региональных гарантийных организаций, оно будет предоставлять прямые гарантии субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

World practice:

Потенциал использования движимого и нематериального имущества в качестве залога.

Китай:

В 2005 году Китай приступил к реформе механизма залога некоторых видов имущества с целью расширения возможностей кредитования. До реформы использование в качестве обеспечения движимого имущества, в частности нематериальных активов, таких как дебиторская задолженность, являлось ключевым ограничением кредитования МСП. Его финансирование в основном проводилось под залог недвижимости, которой, как правило, МСП не владеют. Реформа предусматривала 3 этапа: дальнейшее развитие института права собственности на такое имущество, создание электронного реестра для его учета и обучение банков-кредиторов.

В результате, в течение трех лет работы новой системы (2008-2011) банки предоставили займов на сумму более 1,5 триллиона долларов США для более 100 000 заемщиков под залог дебиторской задолженности. При этом более половины из них были предприятия МСП.

Мексика:

Мексика в течение последних лет имела положительный опыт реформы своей системы регистрации обеспечительных сделок. Создание общенационального реестра залога движимого имущества существенно изменило ситуацию с кредитованием.

В результате, число выданных кредитов увеличилось в четыре раза, примерно до 23 000 сделок, к июню 2011 года. Это составило сумму более 70 млрд. долларов США, причем более 90 % приходилось на малые и средние компании. Реформа обеспечила и кумулятивный эффект – экономию для заемщиков в объеме 1,3 млрд. долларов США на регистрационных сборах.

 

Расширение использования бюро кредитных историй

По мнению руководства Банка России, повышение прозрачности не только публичных компаний, но и компаний вообще, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, очень правильное направление по обеспечению их доступа к источникам финансирования. Одним из способов повышения прозрачности заемщиков данной категории, может быть активное формирование бюро кредитных историй, а также предоставление более широкой информации о заемщиках, к чему готова и часть компаний малого и среднего бизнеса. Все это будет способствовать более точной и взвешенной оценке банками рисков кредитования сектора МСБ, а, следовательно, и облегчать получение финансирования и снижать ставки.

 

World practice:

Бюро кредитных историй и информационных баз данных влияют на доступ к финансированию.

Франция:

Французская компания FIBEN является корпоративным хранилищем данных, управляется Банком Франции и была создана для содействия осуществлению денежно-кредитной политики и проверки подлинности векселей. Кредитные учреждения имеют доступ к базе данных, которая содержит информацию, необходимую для анализа кредитного риска и является хорошим инструментом для принятия кредитных решений и мониторинга компаний. С ее использованием компании также могут получить доступ к рефинансированию через банки. По состоянию на ноябрь 2009 года общая сумма кредитов МСП во Франции составляла 262,4 млрд. долларов США. Во время кризиса, в период с ноября 2008 по ноябрь 2009 года, в то время как объем кредитов, предоставленных частному сектору в целом снизился, кредитование МСП выросло более чем на 1,9 %.

 

Снижение регуляторных ограничений для банков

Упрощение требований мегарегулятора в отношении банков, занимающихся кредитованием субъектов МСП – одна из мер, применяемых Банком России для развития этого сегмента финансового рынка. Наиболее свежим примером здесь могут служить изменения в Положение 254-П, применяемые с 1 января текущего года и предусматривающие необходимость проверки банками реальности деятельности заемщиков (в рамках борьбы с фирмами-однодневками) и формирование резервов в зависимости от результатов такой проверки. Из под действия данной нормы выведены индивидуальные предприниматели и кредиты, размер которых не превышает 10 млн. рублей, формирующие более 90% кредитов заемщиков данной категории.

 

World practice:

 Нахождение правильного баланса между получением доступа к финансовым услугам и нормами противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

ЮАР:

В ЮАР законодательство о ПОД/ФТ требует от финансовых учреждений при открытии счета получения документа, удостоверяющего личность и документа, подтверждающего место проживания. Примерно треть населения ЮАР проживают в помещениях, юридически не оформленных и поэтому не могут представить такой документ. В 2002 году Резервный банк ЮАР признал требование законодательства в части представления подтверждения места проживания препятствием для клиентов с низким уровнем дохода и отменил его.

В результате, к 2010 году более шести миллионов таких клиентов открыли банковские счета.

 

Иные инструменты поддержки

Ассоциация российских банков совместно с рядом  коммерческих банков завершает работу над формированием отраслевого стандарта кредитования малого и среднего бизнеса. Данный документ, основанный на учете специфических рисков кредитования МСП, будет содержать рекомендации по организации оптимального процесса кредитования предпринимательства. Разработчики стандарта рассчитывают, что документ обеспечит большую эффективность процесса кредитования для банков, сократит их потери, а также упростит и повысит доступность кредитования для заемщиков малого и среднего бизнеса.

 

World practice:

Предоставление средств МСП через финансирование цепочек поставок

Мексика:

NAFIN является мексиканским банком развития, предоставляющим МСП on-line услуги факторинга. В 2001 году NAFIN разработал программу финансирования «цепочек поставок» между крупными корпоративными покупателями и мелкими поставщиками. Программа позволяла МСП получать финансирование от NAFIN за счет передачи прав требования к крупным закупщикам.

В результате, к середине 2009 года в программе участвовало 455 крупных компаний-покупателей (51 % сектора), более чем 80 000 МСП и 20 факторов, включая банки. Объем дополнительного финансирования составил более 60 млрд. долларов США.

 

 

Литература:

[1] – IFC. SME Finance Policy Guide. – N.W. Washington. – 2011.

[2] – GOV.UK. Funding for Lending scheme. URL:https://www.gov.uk/government/policies/making-it-easier-to-set-up-and-grow-a-business--6/supporting-pages/getting-banks-lending.
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости