Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Владимир Викторович

Мечта чиновника о прекрасном ларьке

В течение нескольких лет региональные и местные власти при поддержке федерального законодательства без суда и следствия сворачивают сектор частной мелкорозничной торговли. Одним предпринимателям удалось договориться, другие ушли из бизнеса. На то, чтобы судиться с чиновниками, у мелкого бизнеса нет средств, дела в основном проигрываются. Даже выигранные постфактум суды, в которых опротестовывались действия властей, не в состоянии вернуть утраченный бизнес. На этой неделе в Москве прошел митинг мелких торговцев, торгующих в переходах и метро. Они протестуют против сворачивания нестационарной торговли. После массового сноса объектов нестационарной торговли в 2011 г. работу в Москве, по данным предпринимательских организаций, потеряло почти 50 000 человек.

Страсти по мелкой торговле разгораются с новой силой даже в регионах, считающихся передовыми с точки зрения предпринимательского климата. В Калужской области идет массовый снос торговых палаток и ларьков. Только в Калуге в 2014–2015 гг. было запланировано «вывести из оборота» более 500 объектов мелкой розницы, остаться должно менее 400 павильонов, палаток и ларьков (это ликвидация более 3000 рабочих мест). В 2012 г. в Калуге был свернут «белорусский рынок», торговые ряды без предупреждения разрушили, многие предприниматели недосчитались имущества. Рынок переехал на соседнюю территорию колхозного рынка, но, говорят, сносить предполагается и его.

В обоснование своих действий чиновники приводят одни и те же доводы: мелкий бизнес недоплачивает налоги и аренду, нередко связан с криминалом, объекты находятся в антисанитарном состоянии. Но бизнес адаптируется к избыточному надзору, контролю и регулированию, к создаваемой государством правоприменительной среде. Измени среду – изменится и экономическое поведение малого и среднего бизнеса.

Пока у чиновников другие планы. Недавно созданное в Калужской области Агентство по развитию малых форм торговли и бытового обслуживания рассматривает вопрос закупки торговых павильонов, изготовленных по вкусу чиновников, а затем собирается продать или сдать их в аренду мелкой рознице. Для бизнеса и потребителей это сплошные издержки, но чиновникам подобные «административные рынки» милее рынков неорганизованных. Москва уже прошла этап сноса старых «ларьков-палаток-киосков» и установки новых образцов. Три года назад лавочникам устно обещали, что новая схема размещения – всерьез и надолго. Но обещать – не значит жениться, а документами эти обещания не фиксировались. У каждой новой команды чиновников свои представления о прекрасном, и даже у одной и той же команды эти представления могут измениться.

Теперь палатки снова сносят, начинаются суды, которые при любом исходе мало что изменят для конкретного бизнеса. А ведь сужение каналов продаж в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры – прямой путь к росту цен, теневых рынков и безработицы. Общественные организации предпринимателей («Опора», Коалиция киоскеров и владельцев малых торговых форматов) предлагают, устанавливая новые павильоны, хотя бы ввести мораторий на снос старых. Ответа нет даже после того, как за киоски вступилась федеральная власть в лице вице-премьера Игоря Шувалова. На последнем заседании Госсовета по малому и среднему предпринимательству тема нестационарной торговли даже не поднималась.

Несколько лет назад в Москве было почти 20 000 объектов мелкой розницы, к началу 2015 г. оставалось меньше 8000. У 2/3 из оставшихся закончились договоры аренды, и перезаключать их власти желанием не горят. Фактически у предпринимателей исчезли законные основания для работы. Взамен планируется за счет бюджета (1,5 млрд руб.) построить новые объекты торговли и сдавать их арендаторам на торгах. Это еще один коррупциогенный рынок, ведь часть объектов предполагается сдавать по льготным ставкам. Киоски с прессой Москва вообще планирует «национализировать»: создать структуру со 100%-ным участием региона, купить ей новые киоски и тем самым избавиться от «изживших себя форм» нестационарной торговли. А потом сдавать около 3000 киосков для прессы предпринимателям. Может, лучше сразу создать Госкорпорацию ларьков, киосков и палаток?

Единственная надежда – на Минпромторг, который, особенно в Москве, стал в последнее время выступать медиатором между региональной властью и мелкими торговцами. Министр Денис Мантуров поддержал предпринимателей: необходимо запретить регионам «произвольное сокращение количества торговых объектов», сказал он. Наоборот, в контакте с предпринимательским сообществом регионы должны заняться увеличением количества объектов, реализующих продукты питания. Министерство подготовило проект «Правил организации развозной торговли», которые должны быть утверждены правительством. Документ вводит уведомительный порядок для торговли с использованием автомобилей, автолавок, автомагазинов, автоприцепов и т. д. Правила либерализуют регулирование мест торговли, возможность введения местными властями своих рестрикций минимизирована. Как будто бы власть рекомендует бизнесу не расстраиваться по поводу сноса киосков и покупать автолавки.

Но региональная власть может отыграться за счет других инициатив. Например, налоговых. Недавно Заксобрание Амурской области внесло в Госдуму законопроект, предлагающий исключить для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, возможность применения упрощенки. Если власти хотят от мелких торговцев полного прекращения работы, может, проще об этом прямо сказать.
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости