Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Владимир Викторович

«Кардинальные меры» по развитию МСП

Так уж повелось, что до тех пор, пока не увидит свет протокол заседания правительства или (как в нашем случае) правкома, зачастую даже его непосредственные участники точно не знают, какие решения приняты, а какие – нет (некоторые вопросы, заявленные в повестке даже не обсуждаются, но решения по ним каким-то образом «выносятся».

Протокол заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 23 августа (№3) уже есть и можно делать выводы, что родила гора. Прямо по пунктам:

  1. Сохранить льготы по уплате страховых взносов для МСП производственной и социальной сфер (до 2018 года).
  2. "Проработать вопрос" об источниках (100 млрд. рублей) и механизмах кредитования МСП по ставке (для конечного заемщика) не более 10%. Это как раз о ВЭБе и Фонде национального благосостояния. Какие тут еще могут быть источники, когда бюджет того и гляди скатится в дефицит и секвестр. Но «денег дать»!!! Причем, из протокола нельзя понять четко, идет ли речь о кредитовании малого или среднего бизнеса. Заявленный ранее минимальный размер «цены проекта» составляет 1 млрд. рублей, что явно не про малый и не про средний бизнес.
  3. Выделить (предусмотреть выделение) 30 млрд. бюджетных рублей на создание Федерального гарантийного фонда (начиная с 2014 года, по 10 млрд. каждый год). Не удивлен, что этот сюжет прошёл именно в такой формулировке. Опять кому-то «дать денег». Ну и разумеется, представить проекты распорядительных документов по созданию фонда (отдельным пунктом протокола, чтобы не забыли.
  4. Всем-всем-всем совместно со всеми другими заинтересованными представить «предложения по дополнительным мерам защиты субъектов МСП от действий правоохранительных и иных органов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности».
  5. Снова представить предложения по закупкам у субъектов МП (придумать, разработать некие «дополнительные меры»).
  6. Проработать вопрос о «допмерах» по развитию МСП в социальной и образовательных сферах + в здравоохранении.
  7. Представить предложения, чтобы ВЭБ стал «агентом правительства» по развитию МСП.
  8. Субсидии в регионы тоже вниманием не обойдены. В очередной раз ребром поставлен вопрос о «достижении значений целевых показателей результативности развития МСП». Кто знает предысторию и историю вопроса, наверняка по крайней мере улыбнётся.
  9. Представить предложения по дифференциации мер господдержки «в зависимости от...» (за 9 лет «господдержки», видимо, ни «дифференцировать», ни «представить» случай … не представился, прошу прощения за тавталогию).
  10. Провести анализ практики применения патентной системы налогообложения, иными словами - попробовать понять, почему она не заработала хотя хотели облегчить (понять это нужно до 31 марта 2014 года).
  11. Ускорить секьюритизацию финансовых активов (поскорей усовершенствовать законодательство).
    Хоть в протоколе этого нет, выглядит схема секьюритизации примерно так.
    Создается новый вид юридического лица - специализированное финансовое общество (СФО). От своего имени оно эмитирует и размещает облигации для привлечения денег от физических и юридических лиц. Обеспечением этих облигаций служит залог денежных требований и/или ценных бумаг. Банк передает СФО денежные права требования к своим должникам. СФО «взамен» передает банку эти деньги (полученные от продажи своих ценных/или «ценных» бумаг) как плату за уступленные права требования. Далее: для того, чтобы эта схема заработала, надо внести облигации, выпускаемые СФО под обеспечение прав требований по кредитам МСП, в Ломбардный список банка России. Одно это предложение опрозрачивает всю схему и ответ на вопрос, кому выгодно. Понятно и то, куда «уходят» риски (если где-то рисков убыло, то где-то их непременно прибыло). Ломбардный список – список облигаций эмитентов, кредитное качество которых расценивается ЦБ РФ как достаточное для того, чтобы выступать обеспечением по предоставлению банкам денежных средств в рамках рефинансирования банковской системы.
  12. Всем замам председателя правительства рекомендовано провести совещания по вопросу о мерах господдержки МСП.

Итак, кто понял, в чём еще был смысл очередных «кардинальных решений», кроме как дать денег ВЭБу и на создание Федерального гарантийного фонда? Из полезного я увидел только хоть и вкусную «косточку» (п.1), но никак не влияющую на общую ситуацию в сфере МСП и на то, что сектор окружает ежедневно…

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости