Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Владимир Викторович

Теневой шок. Интернет-журнал "Новая политика"

Озвученные Ольгой Голодец объемы "серого" рынка труда вызвали упреки в адрес правительства

На прошедшей неделе вице-премьер Ольга Голодец решила шокировать всех страшной цифрой: 38 из 86 миллионов трудоспособных россиян заняты "непонятно чем". Проще говоря, почти половина трудоспособного населения работает нелегально, успешно уходя от налогов и социальных выплат.

Скажем прямо, эффект от этого заявления оказался не совсем тот, на который рассчитывала Голодец: названные цифры вызвали не шок и всеобщее возмущение, а множество вопросов и упреков в адрес правительства.

Во-первых, по данным Росстата, численность экономически активного населения в январе 2013 г. составила 75,2 миллиона человек, причем 4,5 миллиона из них – безработные. Откуда люди, готовившие выступление вице-премьера, взяли еще больше 15 миллионов человек, сказать трудно. Как иронизируют журналисты, вероятно, были учтены и студенты, и старшеклассники, и инвалиды, и заключенные, а не только названные Голодец женщины, воспитывающие детей, и солдаты-срочники.

Очень много вопросов вызвала и цифра в 38 миллионов человек. Количество россиян, занятых в нерегулируемом секторе рынка труда, по мнению экспертов, составляет от 24 % до 30 % от общего числа трудоспособного населения. А это от 17 до 22 миллионов работников. Обратите внимание: и здесь разница между общепринятыми и озвученными Голодец цифрами составляет не меньше 16 миллионов.

Эффект от заявления Голодец оказался не совсем тот, на который она рассчитывала
Да, неформальный сектор в нашей стране стабильно велик. Эксперты Владимир Гимпельсон и Ростислав Капелюшников подсчитали даже образовательный состав работников неофициального сектора экономики. В нем занято 38 % от общего числа работников с образованием ниже среднего, около 21 % со средним техническим образованием и всего 13 % с высшим образованием. 60 % всех занятых в неформальном секторе работают в торговле, строительстве и ремонте.

Понятно, что такие цифры не утешают, но все же это не то, о чем заявила вице-премьер.

При этом независимые эксперты не скрывают тот печальный факт, что занятость в официально зарегистрированных компаниях в последние годы неуклонно сокращалась. И когда наши чиновники гордо рапортуют о снижении безработицы, то надо иметь в виду, что оно достигнуто именно благодаря росту "серого" сектора. Работа в тени – это во многом ответ экономики на действия государства, то есть результат политики, проводимой теми же чиновниками.

Сейчас кабинет министров вместе с независимыми экспертами разрабатывает меры, которые позволили бы сократить "серый" рынок труда в России. Однако целый ряд экспертов при этом заявляет, что чиновники не собираются прислушиваться к их мнению. Так, одним из наиболее действенных способов решения проблемы ухода бизнеса в тень эксперты называют сокращение налоговой нагрузки на бизнес. Причем, сокращение должно быть таким, после которого предпринимателям станем невыгодно создавать "серые" схемы. Уже не первый раз речь заходит о снижении ставки страховых взносов во внебюджетные фонды с 30 % до 15 % от фонда оплаты труда. В этом случае предприниматели, по мнению экспертов, выведут на свет до 90 % зарплат в конвертах.

Однако чиновники, загнавшие в этом году в тень двукратным повышением пенсионных взносов более трехсот тысяч индивидуальных предпринимателей, стоят на своем. Между тем, даже президент страны потребовал разобраться с этой чрезвычайной ситуацией.

"В России налоговая нагрузка является одной из самых высоких в мире, – говорит вице-президент объединения малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин. – А мы еще удивляемся, почему бизнес в тени".

"Да, надо усиливать борьбу с теневым оборотом, – считает заместитель генерального директора ОАО "Межведомственный аналитический центр" Юрий Симачев. – Но, с другой стороны, надо выдерживать какой-то разумный баланс нагрузки на бизнес, особенно с учетом тех неофициальных издержек, которые он несет".

Сокращать даже неэффективные госрасходы никто не хочет
Представители различных ведомств предлагают свои меры. Так, Минфин ратует за ограничение хождения наличных в финансовой сфере. О том, какими расходами это обернется для представителей малого и среднего бизнеса, было сказано уже не раз. Однако правительственные финансисты не отступают. Предполагается, что со следующего года все расчеты наличными деньгами будут ограничены для граждан суммой в 600 тысяч, а уже в 2015-м сумма по сделкам с наличными уменьшится ровно вдвое. По мнению авторов идеи, это поможет значительно уменьшить теневой сектор экономики и повысить собираемость налогов. Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время.

В результате повысятся доходы банков и упадут объемы продаж и оказания услуг у тех мелких предпринимателей, которым будет затруднительно приобрести оборудование, необходимое для обслуживания банковских карт, на которые будут перечисляться зарплаты.

Но наши чиновники, как уже было сказано, слушать экспертов в таких случаях не желают. По мнению вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимира Буева, причина в том, что сокращать даже неэффективные госрасходы никто не хочет, равно как и отказываться от коррупционных рент. Лучше Голодец будет объяснять, что в стране такие маленькие пособия и пенсии из-за граждан, не платящих налоги. Как заявила вице-премьер, если в ближайшее время удастся сократить "серый" рынок труда, то пенсии можно повысить в 1,5 раза.

Но дело не только в этом. По мнению экспертов, "белую" занятость необходимо развивать, создавая официальные рабочие места, причем зарплата на этих рабочих местах должна давать работнику возможность нормально жить. У нас же в стране сегодня насчитывается около 18 миллионов бедных, чья зарплата ниже прожиточного минимума. Конечно, они готовы ради ее повышения работать по любым теневым схемам. Но если поднять им зарплату, например, с 5 тысяч рублей до 10-15 тысяч, они в тень не пойдут. Между прочим, это наглядно показывает польский опыт: с увеличением зарплат и улучшением бизнес-климата подавляющее большинство работающих стало получать "белые" зарплаты, а на производстве прекратилось воровство, поскольку люди стали держаться за свои места.

Вывести бизнес из тени – задача вполне выполнимая. Но для этого необходимы реальные действия по улучшению климата для его ведения и прекращение административного террора. Главное – не мешать предпринимателям нормально работать. И тогда членам правительства не надо будет пугать страну.