Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Владимир Викторович

Попасть в точку.

Известно, что малый бизнес является одним из основных работодателей. Именно благодаря ему зарождается так называемый средний класс – экономически активное население. Чиновники бодро прогнозируют, что к 2020 году доля малого бизнеса в том или ином валовом региональном продукте может вырасти чуть ли не в четверть. Так ли это? Конгресс фонда регионального развития «перспектива», который прошел недавно в Казани, был далеко не так благодушен….

Можно прогнозиро­вать любые цифры. За прогноз спроса нет. Ну не срослось, ответят через пяток лет. Кри­зис, реалии, ожидания разошлись с делом. Признаться, и в самом предпринимательском сообществе чувствуется некая усталость от разного рода и уровня мероприятий, которые зачастую оборачиваются долгой говорильней, а уж если, упаси бог, будут в поддержку того самого сообщества приняты какие­-то меры, то зачастую, они в итоге просто окажутся очередной удавкой на шее бизнеса.

Об этом открыто говорили те, кто выходил к трибуне конгресса. Депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Общественного движения «Развитие предпринимательства» Андрей Крутов, затронув тему совершенствования законодательства в сфере предпринимательства, был предельно откровенен: многое зависит от голосов депутатов при продвижении инициатив, которые действительно работали бы на малый и средний бизнес. Однако, практика показывает, что зачастую законы принимаются в угоду крупному бизнесу, а на нужную кнопку депутаты нажимают, следуя так называемой партийной дисциплине. Попросту – как прикажут. А вот как они голосуют за нужные малому бизнесу законопроекты, можно отследить на сайте Госдумы, чтобы хотя бы представление иметь, как поддерживают «слуги народа», избранные на местах, этот самый народ.

О том, как умеет крупный бизнес лоббировать свои интересы, и говорить не приходится. Взять тот же злосчастный закон 271­-ФЗ «О розничной торговле…», о котором напомнила президент межрегиональной общественной организации защиты и поддержки среднего и малого бизнеса «Деловые Люди», муниципальный депутат города Москвы Ольга Косец, говоря о мерах господдержки малого бизнеса, их эффективности и информировании. Сетевые торговые компании, практически все принадлежа­щие западным хозяевам, благодаря принятию этого закона (в потрясающе короткие сроки и без консультаций с профессиональными предпринимательскими объединениями), сумели фактически уничтожить традиционную торговлю в стране. Собственно, об этом говорили представители Союза торговых предприятий РТ, Ассоциации рынков Ростовской области, Гильдии рынков Краснодарского края на Крымском форуме «Точка опоры», который провели минувшим летом в Евпатории. Из 6 тысяч рынков сегодня осталось чуть более одной тысячи. Из 4,5 миллионов предпринимателей, работавших там, – около 430 тысяч. Это ли не трагедия российского масштаба, смоделированная руками отдельных депутатов по задумке западных хозяев крупных торговых сетей?

Картина более чем плачевная. Но наши законодатели умудряются при всем этом придумывать новые и новые удавки для бизнеса. Именно такой петлей на шее стал торговый сбор, возложенный на бизнес трех пилотных регионов, в том числе и Москвы, о чем подробно рассказала Ольга Косец.

Аналитический обзор о состоянии развития предпринимательства в регионах Приволжья представил вице­-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. По его словам, отдельные примеры ясно показывают, каким могло бы быть развитие нашей экономики в целом, если бы государство занималось тем, чем должно: умным регулированием отраслей в интересах потребителей. Одно дело – грамотно определять границы рынка, корректировать его провалы, устанавливать минимальные уровни качества и иногда – максимальные цены. Совсем другое – вмешиваться в производственный процесс и пытаться делать бизнес там, где частный интерес справляется лучше. В самом худшем случае у нас власть и бизнес вообще оказываются двумя сторонами одной медали, а для потребителя при таком раскладе места совсем не находится.

Соорганизатор конгресса, президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан Хайдар Халиуллин, сообщивший о роли общественных бизнес­-объединений в реализации программ развития предпринимательства, не только рассказал о том, что проделано его организацией за последние годы, но и о перспективах дальнейшей работы. Буквально на полях конгресса им было подписано новое соглашение о сотрудничестве между Уфимским городским Фондом развития и поддержки малого предпринимательства и Ассоциацией ПМСБ Татарстана.

А вот выступление Джалила Куряева, директора компании «Бизнес Нация», руководителя Комитета Ассоциации по поддержке и развитию начинающих предпринимателей, корректно, но настойчиво прервал президент Фонда регионального развития «Перспектива» Борис Грибачев. Мол, это выступление для тех, кто только желает начать свое дело, а в зале сидят люди, которые на этом деле, как говорится, не одну собаку съели, не один успешный бизнес выстроили.

Не обошлось и без рекламы. Хотя, признаться, она стоила потраченного времени, поскольку Мария Аниканова, менеджер направления по развитию бизнеса в компаниях малого и среднего бизнеса Microsoft в России, рассказала присутствующим, какими бывают правильные технологии работы, познакомив с новыми продуктами компании.

Но самое интересное, как всегда, происходило в кулуарах. Для журналистов был организован брифинг в форме модного нынче делового обеда, точнее, – чаепития. За столом собрались представители тех средств массовой информации, что выступили в роли информационных партнеров мероприятия и спикеры конгресса. После двух­-трех вопросов, заданных коллегами, вдруг обозначилась одна конкретная тема. Судя по всему, самая животрепещущая на сегодня: бизнесу нужна политическая власть, чтобы решить собственные проблемы. Депутат Госдумы Андрей Крутов, поднявший этот вопрос (ранее вместе с коллегами он вышел из «Справедливой России»), отметил, что вполне возможно, на предстоящих выборах будет избираться в составе коалиции партий. Особо не развивая эту тему, Андрей Дмитриевич заметил, мол, он надеется, что партия предпринимателей в России все же появится.

Президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Хайдар Халиуллин признался, что готов поддержать инициативу Крутова, поскольку «знает, какой должна быть идеология партии»: «Электорат у такой политической силы в Татарстане уже есть, а от желающих вступить в нее не будет отбоя. Такая партия будет востребована».

Между тем, президент межрегиональной общественной организации «Деловые люди» Ольга Косец сомневается, что партия будет успешной: состоящая только лишь из предпринимателей, структура не сможет быть реальной политической силой. Согласен с ней и вице­-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. По его мнению, учитывая менталитет предпринимателей, у такой специализированной партии просто нет шансов: «Надо иметь ввиду психологию предпринимателей. Если речь идет о его бизнесе, это, в первую очередь, индивидуалист. А если он идет в партию, то, либо для того, чтобы решить проблему с бизнесом, либо, чтобы самому реализоваться политически. Во всех остальных случаях он голосует только как гражданин. В этом смысле никакой ниши у партии предпринимателей нет».

Кто тут прав, покажет время. Тем более его осталось немного. Судя по тому, как активизировались отдельные депутаты Госдумы, предвыборная кампания постепенно набирает обороты. И кто знает, быть может, вконец уставший от законотворчества отдельных партий предпринимательский электорат дозреет и до собственной...

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости