Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Владимир Викторович

Москва может закупить 100 автобусов у иностранных производителей

"Мосгортранс" объявил конкурс на закупку 100 низкопольных автобусов класса "Евро-5" за 1,25 млрд рублей. Как рассказал M24.ru гендиректор предприятия Евгений Михайлов, в тендере могут принять участие иностранные производители. Победителя выберут в июне, а новые автобусы "Мосгортранс" должен получить до конца года.

"Любой поставщик, который имеет сертификацию транспортных средств, чей подвижной состав удовлетворяет техническим требованиям, может участвовать в закупке. Никаких особых условий иностранным участникам предъявляться не будет", - сказал Михайлов.

Чиновник добавил, что зарубежные производители смогут сами решить: объединяться для участия в конкурсе с российскими или нет. "Если они захотят объединиться или самостоятельно производить – это их собственная логистика. Мы отвечаем за качество товара, который нам поставляют", - сказал Михайлов.

Направления, куда пустят дополнительные автобусы, пока не определено. "Направим туда, где это будет целесообразно и востребовано пассажирами", - пояснил Михайлов.

Отметим, что согласно техзаданию, 100 новых автобусов будут низкопольными, они должны соответствовать экологическому классу не ниже "Евро-5" и иметь систему климат-контроля. Минимальная вместимость - 85 человек, при этом лишь 22 места в салоне сидячие. Автобусы должны быть оборудованы откидным механическим съездом для посадки инвалидов-колясочников через вторую пассажирскую дверь. "Обязательно наличие не менее одного оборудованного места для крепления инвалидных колясок с механизмами крепления. На пороге у каждой двери автобуса должна быть нанесена светоотражающая полоса желтого цвета", - говорится в конкурсной документации.

Автобусы будут оборудованы видеорегистраторами, датчиками ГЛОНАСС, а также электронной системой информирования пассажиров. Сообщения о маршруте и остановках должны выводиться на четыре экрана: переднее, заднее и боковое табло снаружи автобуса и одно табло внутри салона.

Напомним, сейчас Москва тестирует автобусы двух немецких производителей - MAN и Mercedes Benz.

Представитель "МАН Трак энд Бас РУС" Глеб Власенко говорит, что компания может принять решение об участии в тендере, изучив техзадание. "У нас есть автобусы указанной категории и вместимости, в том числе сочлененные. Компания старается участвовать во всех тендерах. Два года назад мы выиграли конкурс на поставку автобусов в городской парк Владивостока", - отметил Власенко.

Он добавил, что "МАН Трак энд Бас РУС" регулярно поставляет автобусы столичным властям для опытной эксплуатации. "В этом году на тестовые испытания были отправлены газовые автобусы в Москву и Коломну", - сказал Власенко.

Менеджер по связям с общественностью ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" Елена Кащеева рассказала, что в середине мая компания также передала в третий автобусный парк "Мосгортранса" на эксплуатационные испытания низкопольный одиночный автобус Mercedes-Benz Conecto. "Автобус сертифицировали для продаж в России в конце прошлого года. Мы передали его "Мосгортрансу", чтобы проверить на московских дорогах. Автобусы полностью соответствуют требованиям предприятия к новому транспорту", - сказала Кащеева.

В настоящий момент "Мерседес-Бенц Тракс Восток" изучает конкурсную документацию на поставку 100 автобусов. "Мы рассматриваем тендерную документацию, изучаем условия конкурса", - отметила представитель компании.

"Группа ГАЗ" (производящая автобусы марок ЛИАЗ и ГОЛАЗ) с участием в тендере тоже еще не определилась. "Решение примем после изучения условий конкурса", - отметили в пресс-службе.

Эксперт организации "Город и транспорт" Александр Морозов говорит, что технические требования на поставку 100 автобусов соответствуют международной практике. Активное обновление автобусного парка в Москве началось в 2012 году. По словам Морозова, Москва не закупала иностранные модели по экономическим соображениям. "Подвижной состав долго не обновлялся. Нужно было менять множество единиц техники, закупка импортных автобусов в большом количестве обошлась бы слишком дорого", - отметил Морозов.

Эксперт добавил, что, с экономической точки зрения, поставщикам выгодна локализация производства в России. "Возможно, первые модели будут зарубежной сборки, а следующие уже будут производиться в нашей стране", - заключил Морозов.

Отметим, что в 2012 году стартовала программа по обновлению парка "Мосгортранса". К 2016 году около 8 тысяч автобусов в Москве должны быть низкопольными, адаптированными для маломобильных пассажиров, иметь систему климат-контроля и соответствовать экоклассу не ниже "Евро-5". Напомним, две трети автобусного парка столицы уже соответствует стандарту "Евро-5".

Генеральный директор портала "Автодилер.ру" Олег Дацкив отметил, что иностранным производителям выгодно участвовать в конкурсе, чтобы пробиться на отечественный рынок. "Стоимость в 12,5 млн рублей за один автобус выгодна для иностранных производителей. Эта цена рассчитана на то, чтобы оборудовать автобусы по последнему слову техники", - сказал он.

Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев говорит, что почти вся техника "Мосгортранса" - отечественного производства ("ЛиАЗ" и "ГолАЗ"). В автопарке осталось немного венгерских "Икарусов", но все они старше 10 лет, и через два - три года выйдут из эксплуатации.

"В принципе автобусы отечественного производства все равно на 80% укомплектованы иностранными деталями. Двигатели, мосты, почти вся "электроника" делаются за границей. В России производят навигационное оборудование, кузовы, сидения, обшивку и осуществляют сборку", - пояснил Чекмарев.

Поэтому, по словам эксперта, если в Москве появятся иностранные автобусы, пассажиры вряд ли заметят разницу. "У иностранных моделей может быть более тихий ход, планировка салона чуть-чуть другая, хотя последнее зависит от технического задания "Мосгортранса". В ходе тендера российские компании смогут конкурировать с зарубежными, прежде всего, по цене. В то же время у иностранных моделей могут быть какие-то технические новшества, которых пока нет у отечественных", - отметил аналитик Probok.net.

Чекмарев добавил, что новые автобусы могут выпустить на "образцово-показательные маршруты", где надо продемонстрировать качество техники, например – в центр города.

Заведующий кафедрой транспортной телематики и робототехники МАДИ Владимир Власов полагает, что отечественные автобусы должны составлять 70% парка, 30% можно отдать иностранным производителям. "Делать кого-то монополистом не стоит", - сказал он.

Власов добавил, что сейчас на ЛИАЗе автобусы оборудуют приборами навигации, информационной системой объявления остановок, системой видеонаблюдения прямо во время конвейерной сборки. "Раньше дополнительное оборудование устанавливалось уже после сборки, иногда не заводом-изготовителем. Теперь "ЛИАЗ" делает это на конвейере, что повышает уровень их качества. Поэтому зарубежные компании, если решат участвовать в конкурсе, должны будут учесть это и выпускать автобусы укомплектованными", - отметил он.

Однако 100 новых автобусов, по словам эксперта, вряд ли серьезно повлияют на дорожную обстановку столицы. "В Москве 6,5 тысяч автобусов, поэтому дополнительные 100, скорей всего, распределят по 19 паркам. Особой роли это количество не сыграет", - сказал Власов.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев говорит, что, с точки зрения закона, ограничений на участие иностранных компаний в подобных тендерах нет. "Иностранцы не могут участвовать в тендерах по стратегическим отраслям. В остальных случаях госзаказчик имеет право сам решать, допускаются ли зарубежные компании к конкурсу", - разъяснил Буев.

Напомним, в Москве также появятся трамваи и поезда иностранного производства. В 2012 году свердловский "Уралвагонзавод" и французский Bombardie выиграли тендер на производство 120 трамваев нового поколения, которые должны поставить в столицу до конца 2015 года. Первый трамвай уже вышел на рельсы. Немецкая Siemens и корпорация "Русские машины" создали совместное предприятие для производства метропоездов. Кроме того, к концу 2016 года в Москву доставят 25 двухэтажных аэроэкспрессов модели KISS, производителем которых является швейцарская фирма Stadler Rail Group.

Наталья Савельева, София Сарджвеладзе
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости