Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

Что ждет российских предпринимателей

В последнее время проблемы бизнеса, особенно малого и среднего, стали волновать представителей высших эшелонов власти. Учитывая предыдущий опыт, это - не к добру.

Главная задача правительства – обеспечить число занятых в малом и среднем бизнесе до 50% трудоспособного населения к 2020 году – не будет выполнена без повышения доверия чиновников контролирующих органов к предпринимателям, - взывает лояльнейшая властям «Опора России». Власть в лице Следственного комитета России отвечает законопроектом о борьбе с налоговой оптимизацией: поскольку бизнес минимизирует налоги, не нарушая формально законов СКР предлагает бороться с этим. Методы борьбы просты и сногсшибательны: надо ввести в Гражданский кодекс запрет на использование гражданских прав в целях уклонения от уплаты налогов. Перефразируя классика, скажем по этому поводу: если тебе предприниматель имя, иди подальше с правами своими.
А чтобы наказание за использование гражданских прав было неотвратимым, СКР требует законодательно вернуть порядок, при котором он мог бы возбуждать уголовные дела по нарушениям налогового законодательства на основе оперативных материалов МВД. Напомним, что такое право было отобрано у силовиков в пору президентства Дмитрия Медведева, когда власть неожиданно решила хоть на время перестать «кошмарить» бизнес.

Страшные последствия медведевских поправок в УК объяснил предпринимателям из «Опоры» один из авторов новых законопроектов, старший инспектор Следственного комитета Георгий Смирнов: «После этого запрета число уголовных дел по налоговым преступлениям сократилось в 25 раз. А предполагаемый размер ущерба, по подсчетам Минфина, может составить 1 трлн рублей». Об уменьшении количества сомнительных дел говорят все, а вот страшный ущерб, который якобы готов насчитать Минфин, почему-то не подтверждается данными Росстата. Бывают же такие странности.
Более того, предприниматели уверены, что налоговые дела на 80% связаны с коррупцией. И приводимые тем же Смирновым факты наводят на мысль, что это так. По его словам, после декриминализации налоговой статьи из МВД уволились «лучшие экономические специалисты». С чего вдруг? Неужели родное министерство урезало им оклады? И почему, как утверждает Георгий Смирнов, сейчас восстановить личный состав будет трудно? Потому, что по новым правилам дела по налоговым преступлениям МВД не сможет расследовать самостоятельно, только вести оперативное сопровождение таких дел: прослушивать телефоны, вести наружное наблюдение? Что за сложности такие?

Что же касается сложившейся ситуации во взаимоотношениях государства и бизнеса, то даже глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев вынужден был признать, что власть посылает бизнесу противоречивые сигналы: «С одной стороны, мы пытаемся улучшить деловой климат через дорожные карты национальной предпринимательской инициативы. Это здорово, там проделана большая работа. Но, с другой стороны, попробуйте подключиться к электрическим сетям, получить разрешение на стройку. Вот мы сейчас помогаем с оформлением земельного участка одной из крупных компаний в Подмосковье, подключаемся к сопровождению проекта еще одной компании на Кубани. И видим, насколько все это долго, нудно, муторно. Так медленно движется, что просто скрипит. Инвесторов это пугает. Валютного риска нет, рыночного нет, но какие же надо потратить колоссальные усилия, чтобы реализовать проект!».
Министр тут же признал и еще один хорошо известный представителям предпринимательского сообщества факт: «В основном негативно относится к стране наш собственный инвестор - огромное количество средних и мелких компаний. И именно они в первую очередь несут на себе все издержки, связанные с трудностями и ограничениями». Но на этом главный на сегодня российский экономист не остановился и продолжил говорить горькую правду. Например, о том, что главной причиной бегства капиталов являются отнюдь не высокие налоги, а желание собственников лучше защитить свои права: «Значит, для того чтобы решить проблему с офшорами, мы должны прежде всего обеспечить предпринимателям такой же уровень защиты в нашей юрисдикции, по нашему праву. Ну и, кроме того, такие шаги могут быть дополнены другими, поощрительно-ограничительными, мерами. По доступу к рефинансированию: если вы зарегистрированы в иной юрисдикции, значит, не можете его получить. Мерами в области налогообложений, дивидендной политики и т.д. Но базовое условие - это все-таки создание условий для комфортной работы».

Интересно, какая все же концепция в итоге победит? Необходимость создания бизнесу комфортных условий для работы, о которой говорит глава МЭР, или запрет на использование гражданских прав, предлагаемый представителями СКР?
И тут хочется вспомнить великолепное изречение все того же Георгия Смирнова все на том же мероприятии «Опоры России». Возражая на утверждения предпринимателей о том, что силовики, возбуждая уголовные дела против бизнесменов, зачастую помогают рейдерам, представитель СКР сказал: «Но я сомневаюсь, что рейдерские захваты осуществляют путем возбуждения дел за мошенничество. Зачем так сложно? Они могли бы просто наркотики подбросить, это же проще».

Увы, в стране, где представитель Следственного комитета публично столь спокойно отзывается о том, как противозаконно могут действовать его коллеги и сотрудники других правоохранительных ведомств, трудно надеяться, что за основу отношений между государством и бизнесом будут взяты предложения Алексея Улюкаева. Готовьтесь к другому варианту, господа предприниматели.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости