Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

Печально, но факт

Чудны дела твои, малый, средний и полусредний бизнес! О том же, насколько чудны дела бизнеса крупного, уже и говорить как-то неудобно.
Вот глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров решил публично высказаться о своем видении проблем поддержки малого бизнеса в столице и в сердцах заявил: «Среди некоторых предпринимателей в последнее время развился инфантилизм. В начале 1990-х никому в голову не приходило помогать предпринимателям, поэтому в бизнес шли те, кого душа звала либо жизнь заставляла. Сейчас существует много мер по поддержке предпринимательства, и хорошо, что они есть. Но есть от них и негативный эффект — появилась некая когорта предпринимателей, которые больше ждут помощи от каких-то внешних сил, чем рассчитывают на себя. Им должны субсидии. Им должны помещения. Им должны господдержку. Им должны обеспечить сбыт. С таким настроем в бизнес идти, мне кажется, не стоит». С одной стороны, знаем мы кое-что о поддержке этого самого инфантильного бизнеса: как сносятся ларьки, как вымогаются взятки, как топчут неугодных и независимых. С другой стороны, Алексей Комиссаров – далеко не первый, кто поднимает вопрос о сомнительной позиции новых предпринимателей. Вот год назад известный ритейлер и один из инвесторов стартап-шоу «Премьера» Дмитрий Потапенков красках описывал свое участие в конкурсе стартапов:
«Они давно превратились из реального поиска инвестиций, из бизнеса, в такую окологламурную тусовку.
Одни и те же мальчики и девочки с айпадами называют себя «стартаперами», не работают и только ходят потусовать, покрасоваться друг перед другом. Для меня портрет статапера – молодой лентяй, который хочет, чтобы ему прямо в руки падали деньги. Никто из них, закончив какой-нибудь, чаще невнятный институт, не хочет подниматься снизу, они ждут халявы, чтобы сразу «менеджером проекта». После стартап-шоу эти «пионеры», насобирав визиток, засыпают письмами: «Я, в общем, ничего не умею, возьмите меня к себе учиться на зарплату от 50 тысяч рублей». Для меня как для предпринимателя это сразу клеймо: дармоеды».
«Я был вице-президентом по инвестиционному развитию в банке, - продолжает Потапенков, - и меня как инвестора просто поразило, насколько у пришедших стартаперов каша в голове. Они бы один раз с так подготовленными документами попробовали хотя бы потребкредит тысяч на 100 взять. Нет, там они понимают, что банк их завернет. А здесь они не стесняются просить миллион долларов так, между делом, не подготовив нормальный бизнес-план. Я считаю это просто оскорбительным по отношению к работающим предпринимателям, которые за каждую сотню в банке вынуждены бороться».

Боюсь, что такая точка зрения многим предпринимателям не понравится. Но вот прошел год, и некто Александр Журба решил высказать свое мнение на эту тему:
«Люди на самом-то деле не хотят никаких инвестиций. И бизнесом заниматься не хотят. И сделать что-то большое не хотят. И стать лучшими в своем деле не хотят. Вообще непонятно, чего хотят все эти люди, которые называют себя стартаперами/бизнесменами.
Не думаю, что это просто легкомыслие — это непрофессионализм. Люди просто не хотят учиться тому, как вести дела. Отсутствует, что называется «предпринимательская культура».
Разумеется, с любым из этих мнений можно и поспорить, но, может быть, лучше их понять? А ведь наши предприниматели понимать того, что им невыгодно, зачастую не собираются.

Так совсем недавно президент нашего института Александр Чепуренко в беседе, опубликованной на нашем сайте, сказал, что государство поддерживает бизнес не для того, чтобы содержать конкретно Петра Ивановича Иванова или Ивана Петровича Сидорова в их готовности быстро расти. Оно поддерживает те или иные компании по совсем иным соображениям. Государство поддерживает тот или иной малый и средний бизнес потому, что он быстро растет, создает постоянный спрос на рабочие места, причем хорошего качества, причем создает как сам, так и на связанной с ним периферии». Речь шла о возможном рейдерском захвате (как принято выражаться в развитых странах, «недружественном поглощении») быстро развивающихся небольших компаний.

И сразу же в Фейсбуке последовала гневная отповедь: высказывание Чепуренко, оказывается, замечательно своим цинизмом, откровенным утверждение, что государству безразлично - рейдеры рулят после удачного захвата предприятия или прежний владелец фирмы. Лишь бы она тихо-мирно работала, а и загнется - не велика беда.
Самое смешное, так это то, что автор отповеди совершенно верно ухватил суть вопроса: государству не важен конкретный собственник. Оно должно обеспечивать законные права любого предпринимателя, и, если недружественное поглощение прошло в рамках закона, никто не может вмешаться. И плохо как раз то, что у нас не действуют законы, что как захваты, так и удержание фирм проходят при сомнительного толка вмешательстве госструктур, точнее – их определенных представителей. И, на самом деле, предприниматель, удерживающий свой бизнес с помощью административной или правоохранительной «крыши», немногим лучше того, кто с помощью такой же «крыши» отбивает бизнес у соседа.

Абсолютно прав предприниматель и эксперт нашего института Владимир Маслаков, утверждающий: у государства, с точки зрения предпринимателя, честного и ответственного, есть огромный долг - честные правила игры. Черт с ними, с грантами, заставьте чиновника уважать частную собственность предпринимателя!
Это, действительно то, чему представители российской власти не научились за 20 лет постсоветской истории. Это то, что необходимо требовать, чего нужно добиваться. Но ничего более этого ожидать от государства не стоит. И если ваш партнер (как это было в деле о попытке захвата сотовой компании СМАРТС), получивший 0,125 % акций закрытого акционерного общества с помощью сомнительного договора обмена их на картину одного из учеников Айвазовского, неожиданно ссорится с вами и продает свою компанию вместе с этими акциями известным рейдерам, то причем здесь государство. Вспомним, как несколько лет назад концерн «Mittal Steel» поглощал своего основного конкурента – «Arcelor». И тогда поглощение было не слишком дружественным, но вполне законным. И Европейский Союз, который трудно заподозрить в нарушении или изменении правил игры, это поглощение законным признал.

Да, у отечественного малого и среднего бизнеса есть немало абсолютно правомерных претензий к государству. Но, увы, когда претензии предъявляются самим предпринимателям, они тоже могут быть обоснованными. Это печально, но факт.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости