Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

О необходимости объединения предпринимателей

Лет десять назад, когда НИСИПП только начинал свою деятельность, институт, помимо исследовательской работы, занимался защитой прав предпринимателей. Представители малого и среднего бизнеса шли сюда со своими бедами. Вячеслав Игрунов, один из учредителей института, бывший тогда депутатом Госдумы, рассылал по самым различным инстанциям депутатские запросы, подготовленные сотрудниками НИСИППа. И кому-то, к кому местные чиновники не питали особой личной неприязни, удавалось помогать.

Но почти всегда в ответ на очередной депутатский запрос очередной чиновник выражал, пусть не высказанное напрямую, искреннее удивление: что вы за эту мелочь заступаетесь – это ж наша законная добыча. Прошло десять лет, но мысль о законной добыче так и осталась прочно сидеть в чиновничьих головах.

Между тем, на предпринимательских форумах, в организации которых участвовал наш институт, мне дважды довелось услышать о положении с малым и среднем бизнесом в Польше. Скажем сразу: оно там несравнимо лучше. Но сейчас речь пойдет лишь об одном его аспекте: долго рассказывая о правилах, принятых в Польше, для общения малых и средних предпринимателей с представителями власти, докладчик неожиданно заметил: «Ни одна польская политическая партия не добьется успеха на выборах, если не найдет с малым и средним бизнесом общий язык». Конечно, Польша нам не указ: в стране, где голосует 146% избирателей, успехи партии власти не зависят ни от каких граждан, в том числе от малых и средних предпринимателей. Остальные же партии не всегда могут помочь самим себе. И, тем не менее, если малый и средний бизнес, не имеющий тех мощных рычагов, которыми во многих случаях обладают представители бизнеса крупного, хочет защищать свои интересы, он должен каким-то образом участвовать в политической жизни.

Для этого не обязательно выходить на Болотную площадь и скандировать там «Россия без Путина»: в конце концов, никто еще не дал никаких гарантий, что для рядового предпринимателя та Россия окажется намного лучше, чем эта. Но, когда, например, городские чиновники начинают в массовом порядке сносить торговые павильоны, представителям малого и среднего бизнеса неплохо бы понять, что это – политика, которая уже пришла за ними, и будет приходить и дальше до полной и окончательной победы бюрократического класса над ними над всеми.

А вот этого-то как раз они понимать и не хотят.
26 мая на Пушкинской площади в Москве состоялся митинг протеста, посвященный официальному Дню предпринимателя. О нем мы тогда же писали.

У митинга было несколько характерных черт. Во-первых, для столицы с ее развитым малым и средним бизнесом три сотни собравшихся были не просто каплей в море – крохотной каплей. Сотрудников полиции и «людей в штатском», но с рациями было не меньше, чем митингующих.

Во-вторых, часть собравшихся оказалась не из Москвы: выступали люди из Липецка, Воронежа, Петербурга. Отовсюду было по несколько человек. Зато руководителей разнообразных предпринимательских организаций оказалось не меньше десятка. И несколько выступавших представляли малоизвестные политические партии, рассчитывающие на регистрацию по новому закону.

Какое давление на власть могут оказать такие силы? Ответ, думается, понятен: никакого.

Малый и средний бизнес в нашей стране давно отдан на откуп чиновникам местного и регионального уровня и такого же уровня силовикам. Оказать действенное сопротивление этим структурам предприниматели могли бы только в случае объединения в крупные общественные структуры. Причем эти структуры должны возглавляться людьми, не прижавшимися к властной вертикали и оставившими свой бизнес ради общественной деятельности. В противном случае они окажутся либо слишком уязвимы, либо просто не готовы защищать предпринимательские интересы. Примеров и того, и другого мы видели предостаточно.

Сейчас в Фейсбуке на странице Всероссийского движения за честный рынок идет полемика по поводу участия или неучастия представителей движения в праймериз, объявленных оппозицией. Как мне кажется, ответ здесь однозначен: предпринимательские организации должны в таких акциях участвовать. Во-первых, оставленный один на один с далеко не лучшими представителями власти малый и средний бизнес не может не искать какие-либо силы, готовые вступиться за его права. Во-вторых, эти силы, учитывая особенности российской общественно-политической жизни, надо создавать самим. Печальный пример «Опоры России», созданной в свое время под эгидой первого зама главы администрации президента Владислава Суркова и ориентирующейся на партию «Единая Россия» очень показателен. В деле защиты прав предпринимателей наиболее крупное объединение малого и среднего бизнеса не преуспело.

А с сегодняшними мелкими объединениями никто говорить не будет. Даже самым позитивно настроенным по отношению к малому бизнесу чиновникам для диалога нужны люди, представляющие реальные предпринимательские силы, грубо говоря, способные вывести на улицу в защиту своих прав не три сотни, а десятки тысяч людей. В этом случае, особенно если требования будут не политическими, власть, тем более местная и региональная, на диалог с предпринимателями, скорее всего, пойдет. Однако реальных предпосылок для создания таких мощных общественных объединений пока не видно.

Перефразируя известный призыв Маркса и Энгельса, можно сказать: предприниматели всей страны, объединяйтесь! Разумеется, вам есть что терять, кроме своих цепей. Скорее всего, весь мир вы не завоюете. Зато свои права, может быть, отстоите.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости