Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления
 

Литвак Евгений Геннадьевич

В частные руки. Интернет-журнал "Новая политика"

В правительстве сегодня прошло рабочее совещание под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященное предложениям по реформе системы техосмотра. Речь идет о законопроекте № 154738-5 "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств", который был внесен в Госдуму еще в 2009 году и прошел первое чтение в июле 2010-го. Он предусматривает передачу всех функций техосмотра, включая выдачу талонов, из ведения ГИБДД в руки частных организаций, которые должны объединиться в некоммерческие саморегулируемые отраслевые организации – по аналогии со страховщиками ОСАГО, которые объединены в Российский союз автостраховщиков.

Судьба законопроекта знаменательна: его автор, глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев признал в беседе с журналистами, что депутаты не могут "согласовать второе чтение с департаментами или теми людьми, которые тормозят прохождение этого законопроекта".

Также Шишкарев разъяснил основные положения проекта: для автомобилей до трех лет отменить процедуру техосмотра и возложить подтверждение нормального технического состояния транспортного средства на центры техобслуживания; для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет процедура техосмотра сохранится и будет осуществляться раз в два года, для авто старше 7 лет – каждый год.

В Кремле указывают на коррупционные риски в случае совмещения функций техосмотра и ремонта в одной организации

И вот тут возникает очень много вопросов. "В первую очередь, необходимо честно сказать, что техосмотр в его нынешнем виде не нужен вообще, – считает генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Евгений Литвак. – Автомобилист, в лучшем случае, проходит весьма сомнительную процедуру, в худшем случае, платит несколько тысяч рублей, но в обоих случаях получает талон, который, на самом деле, ровным счетом ничего не значит. Никакое ГИБДД не несет никакой ответственности за реальное состояние прошедшей осмотр машины".

Действительно, по улицам Москвы разъезжают занимающиеся частным извозом водители на машинах, уже явно переставших быть автомобилями. И талоны о прохождении техосмотра у хозяев этих проржавевших "корыт на колесах" всегда есть.

Некоторые эксперты отмечают, что процедура техосмотра приносит коррупционерам около 1-2 миллиардов долларов и наносит ущерб экономике в размере около 60 миллиардов долларов как минимум.

Оставим в стороне цифры, с которыми можно спорить, и обратимся к сути. Люди, чье время стоит дороже, чем взятка за получение вожделенного талона, а также те, чьи автомобили приносят им доход, но явно не могут пройти нормальный техосмотр, платят, как правило, неким посредникам. Те, в свою очередь, расплачиваются с официальными лицами и получают для своих клиентов талон о прохождении техосмотра. Тот самый талон, за правомерность которого отсутствует ответственность.

Есть, правда, одна деталь: по данным статистики, плохое техническое состояние автомобилей становится причиной менее 1 % ДТП. Стоит ли огород городить? Стоит, уверяют эксперты, поскольку данные статистики не отражают реальной картины. При разборе ДТП выясняется, кто в нем виноват, а не техническое состояние машин, тем более, что в момент выяснения оно зачастую плачевно. Вот если бы орган, выдавший талон о прохождении техосмотра отвечал рублем перед страховщиками...

"Если талон техосмотра оставить, – считает Евгений Литвак, – то он должен стать документом об ответственности той организации, которая его выдала. Техосмотр должны проводить сервисные центры, которые не просто осматривают машину, но и проводят при необходимости ремонтные работы. И выступать они должны в связке со страховщиками: произошла авария из-за какой-то технической неисправности – за ремонт, согласно соответствующему договору со страховщиком, платит сервисный центр, проводивший ТО".

Депутат Шишкарев высказывает похожую идею: "В полном объеме ответственность перейдет техцентрам. Выдавший талон частник несет солидарно ответственность с автовладельцем в случае каких-либо ДТП, если это произошло по вине неисправного автомобиля, прошедшего техосмотр". Разница в том, что Литвак выступает за полную ответственность организации, проводивший ТО в случае аварии по технической причине, а Шишкарев готов поделить ответственность между нею и автовладельцем.

Но есть и другое мнение. После первого чтения отрицательный отзыв на законопроект, связанный именно с идеей техцентров, пришел из Кремля.

Администрация главы государства указывала на коррупционные риски в случае совмещения функций техосмотра и ремонта в одной организации. Также в отзыве говорилось, что в законе не предусмотрена ответственность за затягивание процесса контроля и неясна стоимость процедуры.

Автовладельцы будут иметь дело с частниками, которые у нас далеко не всегда лучше чиновников

Надо сказать, что замечания серьезные, но преодолимые: в законопроекте должны быть подробно прописаны все моменты, вызывающие сомнения. В президентском отзыве сказано: "Такое совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства, например, вследствие возникновения соответствующей заинтересованности собственников таких центров". Значит, закон должен предотвратить возможность подобной коллизии.

А для этого, прежде всего, необходимо точно определить круг организаций, которые смогут проводить инструментальный контроль. По мнению разработчиков законопроекта, техосмотром в России будут заниматься дилерские и профильные техцентры. Эта функция может быть также передана в ведение Всероссийского общества автомобилистов.

Между тем, уже понятно, что сопротивление новшествам будет отчаянное – законопроект покушается на благосостояние целой группы людей. Многомесячная задержка второго чтения законопроекта в Госдуме говорит сама за себя. А уж рассказы предпринимателей, пытающихся открыть частные пункты ТО, которые из-за постоянных бюрократических препон со стороны чиновников уже больше года не могут начать свой бизнес, лишь дополняют картину.

И это притом, что депутаты стараются, передавая право на ТО негосударственным организациям, не обидеть МВД. Полностью оно из этой процедуры исключено не будет. Каждый техцентр должен будет пройти аккредитацию, которую возложат на ГИБДД. У МВД также остается право плановых (раз в год) и внеплановых проверок центров ТО. Одним словом возможности "кормления" сократятся, но не будут упразднены полностью.

Итак, смелая идея отменить феодальное право ГИБДД на оброк с автовладельцев в виде ТО, скорее всего, воплотится в жизнь. Пораженные в правах гаишники получат некие отступные. Автовладельцы будут иметь дело с частниками, которые у нас далеко не всегда лучше чиновников. Вопрос в том, станет ли система ТО некоей гарантией нормального технического состояния автомобилей? Если да, то законодательные новации необходимо приветствовать. Если нет, то зачем огород городить.

Второе чтение законопроекта, как обещает вице-премьер Игорь Шувалов, состоится в середине мая. Тогда мы и увидим, во что превращается столь громкая инициатива Кремля. Ждать осталось недолго.

Олег КОНЮХОВ

 

Облако тэгов

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости