Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Литвак Евгений Геннадьевич

Страсти по ТО. Интернет-журнал "Новая политика"

Новые правила техосмотра породили множество проблем

Написав на страницах "НП" в начале июля в статье о проблемах техосмотра, что "есть еще много сомнений, развеять которые может только практика", автор этих строк, разумеется, не мог себе представить, какова окажется реальная ситуация сразу после вступления в силу нового закона о ТО.

Да, было ясно, что закон принимался в спешке, что не были оценены его последствия. Не было также никакой уверенности в том, что все будет реализовано без ущерба для потребителя.

И вот прошло полгода, новые правила вступили в силу. Система заработала, если, конечно, это можно назвать работой. Журналисты уже выяснили, что из-за неразберихи с тарифами в ряде регионов процедура вообще не проводится.

Дело в том, что Минэкономразвития заранее предупредило региональных чиновников о необходимости сохранить прежние цены на ТО до президентских выборов. Вот после них, по подсчетам экспертов, процедура может подорожать сразу на 10–20 %. Определить, за какое время стоимость ТО дойдет до предельной величины (ее определяют в 3–4 тысячи рублей), пока никто не берется. Но это произойдет, видимо, довольно быстро.

Тем не менее, в Подмосковье уже установлен тариф в 1040 рублей вместо прежних 700. Поэтому в первом квартале вполне можно ожидать наплыва жителей близлежащих районов области в столицу: ведь теперь автовладелец может выбирать регион и пункт, где проходить техосмотр, вне зависимости от места регистрации авто.

Между тем, в Москве пока что функционируют только прежние пункты ТО, да и у них много проблем: нет новых бланков, "забыли" про скидки для льготников, не запустили единую базу, связывающую центры ТО, страховщиков и полицию. Власти советуют нуждающимся в ТО автомобилистам "набраться терпения" и пока поставить машину "на прикол" – во избежание проблем с автостраховщиками.

Как все-таки прав был покойный Виктор Степанович Черномырдин со своей бессмертной фразой: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Причем наше замечательное "как всегда" касается (опять же, как всегда) лишь одной стороны любого дела – потребителя.

Простой пример: отметка о том, что автовладелец прошел ТО, будет ставиться в полисе ОСАГО. Таким образом, без фактического прохождения ТО купить полис автогражданки будет невозможно. И вот уже владельцы пунктов инструментального контроля договариваются о чем-то со страховыми компаниями, которые будут устанавливать пункты продажи полисов ОСАГО рядом с пунктами ТО. О чем конкретно договариваются, разумеется, тайна. Зато некий простодушный оператор ТО признался журналистам, что договариваются "за откат". Интересно, из чьего кармана будут в итоге "откатывать"?

Впрочем, у операторов ТО есть и свои немалые проблемы. Так, после осмотра автомобиля каждый оператор должен будет направить сведения в Единую информационную систему – это специальная электронная база, которая будет аккумулировать все сведения о результатах техосмотра. Кто будет курировать эту систему, пока также неясно. Зато ясно, что сведения о прохождении автовладельцем процедуры техосмотра операторы должны направлять в течение суток. Для тех, кто не успел это сделать, вводится штраф: от трех до пяти тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч для юридических.

"Не представляю, как это будет происходить, – заявил в беседе с журналистами один из операторов ТО. – Контроля со стороны государства нет, и сейчас могут появиться на рынке поддельные бланки и люди вообще перестанут проходить техосмотр. Если раньше хоть как-то МВД вело учет, то сейчас обратный порядок: сначала техосмотр, потом постановка на учет. То есть база по техосмотру никак не проверяется".

Прекрасное признание, учитывая то, что с нового года гаишники перестанут требовать у водителей талоны ТО и будут проверять только наличие действующего полиса ОСАГО. Так что к признанию оператора ТО можно смело добавить: поддельные бланки не просто могут появиться на рынке – они появятся обязательно.

Впрочем, и с реальным прохождение техосмотра большие проблемы. Эксперты ТО не представляют себе, как проводить качественный инструментальный контроль автомобиля за полчаса. Не ясно, как проверять автомобили на шум: для этого нужно специальное оборудование и отдельная комната, а у многих нет ни того, ни другого.

Когда новый закон о ТО рассматривался Госдумой, в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства проходил круглый стол, посвященный этому вопросу. Среди многих проблем, связанных у нас в стране с прохождением техосмотра, особо поднималась такая: за деньги ТО проходят автомобили, которым в силу их отвратительного технического состояния просто не место на дороге. Они представляют собой опасность и для других водителей, и для пешеходов.

"Если новая система сможет хотя бы защитить нас от "бомбил", которые работают на старых разваливающихся машинах, запретив им выезжать на дорогу, я уже за эту систему, – заявил тогда генеральный директор НИСИПП Евгений Литвак. – Они ведь ездят на тех же дорогах, что и я, на дребезжащих, чуть ли не разваливающихся машинах. Эти люди покупают подержанные "Жигули" и зарабатывают на них деньги, не слишком заботясь о состоянии автомобиля. И до сих пор они успешно проходили тот же техосмотр".

Судя по всему, новая система не защитит от "бомбил" на ржавых "Жигулях". А, значит, целый ряд возложенных на нее функций она не выполнит.

Зато готовы выполнить свои "функции" фирмы, обеспечивающие любому кредитоспособному гражданину отсутствие каких бы то ни было проблем с техосмотром. Загляните в интернет: "Предлагаем вам помощь в скором и гарантированном прохождении ГТО – государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним". Таких предложений там немало.

И последнее маленькое замечание: раньше сотрудники ГИБДД во время техосмотра проверяли автомобили на угон. Теперь эта функция упразднена. Контролировать машины гаишники будут только на дорогах.

Трудно себе представить, что при таких условиях кто-то будет кричать "ура" новым правилам ТО.

Олег Конюхов

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости