Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Мамута Михаил Валерьевич

М. Мамута, Президент Российского Микрофинансового Центра, член Правления ТПП РФ, Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ». Ситуация с микрофинансированием в России, проблемы и способы их решения

Президент Российского Микрофинансового Центра, член Правления ТПП РФ, Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» М. Мамута дал интервью Федеральному порталу малого и среднего предпринимательства

- Какова ситуация с микрофинансированием в России? Какие возникают проблемы и как их можно решить?

Во-первых, как показывает международный опыт, для поддержки начинающего бизнеса это самый эффективный инструмент. Когда речь идет о возвратных и доступных для предпринимателя деньгах, как правило эффективность оказывается более высокой. Микрофинасовые организации готовы кредитовать заемщика с нулевого стажа, ну, может быть, с одного-двух месяцев (бизнес-деятельности), то есть на том периоде, когда банк ему денег не может дать. Риски, которые оцениваются банком, оцениваются совсем по-другому и эти предприниматели попадают, можно сказать, в «мертвую» зону. А вот для микрофинансовых организаций это как раз естественная ситуация, все их технологии опираются на способность оценить возвратность, исходя больше из человеческих качеств заемщика, его личностных качеств на первом этапе, чем из существующего бизнеса.

Другое направление, где микрофинансовые организации очень востребованы – это малые города, село, то есть те населенные пункты, где банковская инфраструктура или отсутствует или очень слабо представлена. То есть это, по сути, выполнение функций легального кредитора на территории, где сегодня деньги берут, что называется «из-под полы». Потому что деньги нужны, и процветает ростовщичество, процветает неформальное кредитование, что создает риски для всех сторон - для государства и для бизнеса.

Что касается на сегодняшний день неких достигнутых показателей за последние четыре года, был сделан очень большой шаг вперед. Во-первых, принят закон о микрофинансировании, который создал легальную основу для выдачи таких займов и вообще для деятельности микрофинансовых организаций. Появился регулятор и надзор, функции которого сейчас выполняет ФСФР, а с 1 сентября будет выполнять ЦБ как мегарегулятор. Это хорошо для того, чтобы устранять с рынка какие-то некачественные истории и формировать тренд на долгосрочное прозрачное развитие.

С другой стороны, Министерство экономического развития и Внешэкономбанк последовательно наращивают объемы государственной поддержки микрофинансирования - а это очень важно, для того чтобы ставки были низкими. Поскольку Минэкономразвития фондам микрофинансирования региональным выделяет средства под 0 процентов, а Внешэкономбанк через МСП-Банк кредитует микрофинансовые частные организации под 8-9% с ограничением по верхней ставке на уровне двухкратной  от стоимости фондирования, то ставка для предпринимателей колеблется в итоге от 8 до 19% годовых.

Практика показывает, что микрофинансирование бизнеса может успешно применяться для решения различных целевых задач, стоящих перед государством. Например, во время трагедии в Крымске в указе Президента было отдельной строчкой - направить несколько сот млн. рублей на микрофинансирование бизнеса в пострадавшем районе. Идея была в том, что (там же смыло полностью всю инфраструктуру) мелкий бизнес был единственной силой, которая оказалась в состоянии быстро восстановить снабжение, быстро восстановить обеспечение первоочередными товарами. Второй пример: когда решился вопрос со снижением страховых взносов в 14-м году, тем не менее остался вопрос, что делать с предпринимателями, которым тяжело в 13-м году уплатить 2 МРОТ. Минэкономразвития предложило - и мы [предпринимательские объединения, в частности «ОПОРА РОССИИ»] полностью поддержали это предложение - выдать беспроцентные займы через региональные фонда микрофинансирования, которые будут направлены фактически на рассрочку выплаты этот страхового взноса еще на один год, то есть нагрузка распределяется более равномерно.

Государственные деньги, в силу своей дешевизны, конечно, в первую очередь, направляются в те отрасли, в которых низкая рентабельность: это стартапы, производство, сельское хозяйство. Отрасли, уже ставшие на ноги: услуги, торговля - которым важно получать деньги оперативно, быстро и просто, - их те условия, которые сегодня предлагаются микрофинансовыми организациями, вполне устраивают. 

- В 2013 году заканчивается срок предоставления льгот плательщикам УСН по страховым взносам. К каким последствиям это может привести? Какие пути решения в настоящий момент вы видите?

Во-первых, история с повышением страховых взносов для ИП многих предпринимателей заставила сильно понервничать. И если мы сейчас подадим еще один негативный сигнал, это будет воспринято, ну, условно «здесь дали - здесь отняли». Второе, мы знаем (это официальная статистика), что рентабельность по всем практически секторам российской промышленности, вообще российской экономики, снижается. И уровень доходов, прибыли снижается соответственно. В этих условиях повышать любые налоги, любые сборы, значит, еще больше усугублять ситуацию. Это значит, мы можем поставить какие-то предприятия фактически на грань банкротства. На наш взгляд, решение: продлевать льготы или не продлевать, - должно исходить не из фискальных, в первую очередь, положений, что у нас в бюджете на следующий год заложено (вот, что мы обычно и слышим). А должно исходить из оценки достижения этой льготы, целей, ради которой она вводилась. Ее необходимо продлевать не на какой-то конкретный период, скажем не на следующий год, а, как нам кажется, до момента вступления в силу новой пенсионной формулы. Потому что речь идет о пересмотре в целом всего механизма формирования пенсионных и социальных прав.

Нужно поддержать сейчас бизнес в стремлении развиваться, не сворачиваться, инвестировать средства. И через эту поддержку обеспечить дополнительный рост экономики  решение социальных вопросов, связанных с социальной занятостью. А вот после введения новой пенсионной формулы, я думаю, ситуация станет в принципе более определенной для предпринимателей на долгосрочный период времени. Но ОПОРА, конечно же, будет принимать участие в выработке этой пенсионной формулы таким образом, чтобы она интересы предпринимателей учитывала в полном объеме.

Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости