Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления
 

Мамута Михаил Валерьевич

Михаил Мамута, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), председатель Подкомиссии РСПП по доступности финансовых услуг: Инвестиции в микрофинансовый сектор – история для людей, хорошо понимающих, что они делают. Ч2

Мы продолжаем беседу с Михаилом Мамутой о микрофинансовом секторе финансового рынка.

- Михаил Валерьевич, еще один вопрос связан с некоей новацией в отечественном микрофинансировании. Газета РБК daily поместила информацию о том, что владелец группы компаний «Связной» Максим Ноготков планирует запустить бизнес, связанный с микрофинансированием.
«У новой организации, Credberry, уже есть свой сайт, пользуясь которым физлица смогут давать и брать деньги взаймы друг у друга. Не исключено, что к проекту подключится и банк «Связной». Ноготков намерен освоить экзотический для России вид бизнеса — кредитование peer-to-peer, то есть от физлица к физлицу. Проект готовится уже в течение двух лет. Его особенность: средства для выдачи займов будут предоставлять сами зарегистрированные пользователи сайта credberry.ru, а нуждающиеся в деньгах будут привлекать микрокредиты, подбирая подходящие для себя условия, рассказал РБК daily другой топ-менеджер, близкий к банку «Связной».
Участники микрофинансовой сети смогут выставлять друг другу оценки и присваивать рейтинги, что будет влиять на ставки по ссудам и популярность тех или иных кредиторов или заемщиков. Один из рассмотренных вариантов — использование банка «Связной» в качестве расчетного центра. «Возникла трудность: в ходе предварительных консультаций с ЦБ сотрудники ведомства предупредили, что они против данной идеи, поскольку такой вид бизнеса чересчур рискован для банка», — рассказал источник, знакомый с проектом».
Я думаю, что не так много найдется людей, хорошо и до конца понимающих в чем тут дело.

- Я готов это изложить простыми словами.
Логика этого бизнеса состоит в следующем: сейчас в мире набирают популярность интернет-платформы (специальные сайты), где люди кредитуют друг друга напрямую. Там вообще нет ни банков, ни микрофинансовых организаций, а есть только система, которая оценивает риск и ставит рейтинг заемщику. Такой удаленный скоринг.
Например, вы – физическое лицо, у которого есть свободных несколько сот тысяч или несколько миллионов рублей. И вы можете на этом портале напрямую прокредитовать каких-то людей, бизнес – проект которых, или личность которых вам понравятся. А система будет подсказывать вам риск невозврата. И в зависимости от этого она будет предлагать процентную ставку. При этом каждый кредитор сможет выбирать для себя кредитную стратегию: более рискованную или менее рискованную.
Как считается в мире, преимущество таких систем в том, что они более честны. Ведь кредитор не просто кладет деньги в банк или в МФО, а те уже раздают кредиты неопределенному кругу лиц. В данном случае вы кредитуете тех, кто внушает доверие лично вам. И эта модель, если рассуждать глобально, подрывает некие основы банковского бизнеса и микрофинансового тоже.

- Вот у меня такое же впечатление.

- Конечно, ведь эта система исключает финансового посредника.

- Как я понимаю, микрофинансирование в самых различных ипостасях у нас бурно развивается.

- Не так, чтобы совсем бурно: Форекс, наверное, развивается быстрее. Но, Вы знаете, что такое рынок Форекс?

- Да, это валютный рынок.

- Совершенно верно. И предназначен он для неорганизованных граждан. Причем все знают, что он существует, но про него почти не пишут. Почему? Потому что нет информации, потому что нет регулирования.
Вот если сейчас закон о Форексе примут, появится какая-то отчетность, появятся Форекс-операторы, которые зарегистрируются. И вы увидите, как туда довольно быстро сместится журналистский интерес, и все будут наперебой писать про Форекс. Потом появится что-то еще… Так, наверное, устроена медийная сфера: все время нужны какие-то новые темы. Сейчас популярностью пользуется микрофинансирование, но это в силу своей новизны и некоей неизбитости. Но это не значит, что про него со временем перестанут писать. Пока явление существует, у него есть свое отражение в медиа. Просто в течение какого-то времени, может быть, года, может быть, двух лет, сложится какое-то понимание, представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо в этом сегменте финансового рынка. Почему он такой, в чем его специфика? И тогда материалы, посвященные МФО, будут носить не просто новостной, а аналитический характер, или скажем, форму очерка. Но до этого надо еще дойти в ходе эволюции рынка и представлений о нем.

Беседовал Владимир Володин

 
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости