Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Маслаков Владимир Анатольевич

Мегаполис. Бизнес и власть. Проблемы диалога. Часть первая

Конференция открылась докладом руководителя Общественной лаборатории конфликтно-ситуационного анализа при факультете «Управление крупными городами» МУМ В.А. Маслакова «Оценка регулирующего воздействия и «умное регулирование»: новое качество диалога между властью и бизнесом»:

Изменения, произошедшие за последние 50 лет в мировой экономике, повлияли на очень большое количество разнообразных экономических процессов. Отношения власти и бизнеса – очень старая история, тянущаяся тысячи лет. Но именно в последние десятилетия они стали развиваться быстрее. Знаменитой фразе, сказанной на слушаниях в сенате США: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», хорошо для Америки» - чуть больше 60-ти лет.

Политика, выстроенная на защите интересов крупнейших корпораций, развивалась достаточно долго. Но были и процессы, заставившие изменить характер диалога между властью и бизнесом. Ведущие страны почувствовали, что вопрос стоит об их ведущей роли в экономике, а потому первостепенное значение получил вопрос: насколько эффективно они управляют своей экономикой.

В современном мире конкурентоспособными являются экономики только тех государственных образований, которые стремятся максимально эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы, в первую очередь, – потенциал предпринимательского сообщества.

В то же время глобализация мировой экономики привела к тому, что производства были переведены в те регионы, где это оказалось экономически выгодно. Для транснациональных корпораций последствия такой политики для национальных экономик не так интересны. При этом даже Евросоюз как наднациональное образование – это объединение национальных экономик. Когда из той или иной страны уходят те или иные предприятия, образуется, в том числе, и избыток высококвалифицированной рабочей силы. И если на рынке труда нет этих крупных игроков, должен быть кто-то, кто их должен заменить.




Кто может это сделать? Это может быть средний бизнес – предприятия, ориентированные не на международный, а на внутренний рынок. Это обстоятельство и привело к изменению отношений государств с бизнесом. Средний и малый бизнес стали участниками этого диалога.

После кризисов, пережитых мировой экономикой в 60- 70-е годы, появилось новое понятие – регуляторная реформа. Надо было изменить понимание того, как происходит процесс государственного управления экономикой. Появилось понятие оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Устойчивое развитие экономики требует согласованных действий всех активных участников социально-экономических процессов в государстве, причем при наличии объективных конфликтов интересов между социальными и профессиональными группами населения. Согласование политик, проводимых органами государственной власти и управления с конфликтными интересами разных групп населения с целью обеспечения эффективного развития общества и государства, – задача «умного регулирования».

Неотъемлемой частью «умного регулирования» и является оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – механизм, потенциально обладающий возможностью защиты интересов МСП при изменениях в государственном регулировании отношений в областях предпринимательской и инвестиционной деятельности. При этом надо помнить, что и ОРВ, и «умное регулирование» постоянно развиваются.

В национальной экономике появился новый важный фактор – доля экономически активного населения – предпринимательская среда. И капитализация национальной экономики во многом величиной и качеством этой доли. Следовательно, каждое государство кровно заинтересовано в том, чтобы этот сегмент экономики рос и развивался, ведь именно эта основа экономики позволяет защититься от мировых кризисов.

Эффективность ОРВ во многом зависит от того, как организованы процедуры и какое значение оценке регулирующего воздействия придают органы власти и управления. А в подготовке процедур ОРВ особое место занимают публичные консультации. И МСП - потенциально наиболее заинтересованная сторона в том, чтобы система ОРВ внедрялась в регионе в самом эффективном для бизнеса варианте. Есть за что бороться.
В начале тысячелетия Еврокомиссия разработала стандарт минимальных публичных консультаций. В России отношение к ним несколько иное. У нас представляют себе учет общественного мнения как сбор заявок, которые затем могут быть учтены, а могут – и отвергнуты в тех документах, которые разрабатываются.

Мы знаем, что крупный бизнес ведет диалог с властью постоянно и без этого не может. Что же касается малого и среднего предпринимательства, то всплеск его активности в начале 2000-х годов вызвал положительную реакцию власти, но это быстро прекратилось. Когда страна получила достаточный запас за счет нефтегазовой конъюнктуры, интерес к регулированию, учитывающему интересы малого и среднего бизнеса, существенным образом снизился: государство может прожить, не обращая внимания на такие мелочи.

Сейчас экономические прогнозы неблагоприятны, и именно с этим связан некий пересмотр задач регулирования. Сейчас начинают обращать внимание на необходимость учета позиций малого и среднего бизнеса.
Публичные консультации – это тот механизм, который позволяет хотя бы формально получать информацию о реакции тех сегментов общества, которые попадают в сферу регулирования, на предполагающиеся изменения в регулировании. Качество публичных консультаций – проблема, которую нам всем предстоит решать. Ведь, в отличие от европейских стандартов, где есть система обязательных к исполнению принципов, нам предстоит еще пройти достаточно длинный путь. И обусловлено это тем, что реформа регулирования должна сопровождаться изменением психологии чиновников. У нас вообще не принято объяснять мотивы совершаемых действий, а уж тем более делать это в ходе публичной дискуссии. Более того, как правило, существует некий «интерес», определяющий поведение представителей власти в том или ином случае. А как оценка регулирующего воздействия, так и «умное регулирование» требуют публичности и открытости. И диалог бизнеса и власти должен происходить не в виде выражения доброй воли власти, а в виде регламентированной процедуры.

Еще один момент, который необходимо учитывать: мы находимся в Международном университете в Москве. Москва – мегаполис, город с повышенной концентрацией конфликтов интересов. Задачи регулирования предпринимательской деятельности в мегаполисе – задачи повышенной сложности. Внедрение ОРВ может качественно изменить характер диалога между бизнесом и властью.
И у специалистов сегодня вызывает настороженность то, что в Москве не предпринято никаких попыток по разработке и принятию нормативных документов для внедрения оценки регулирующего воздействия.

В Петербурге, например, 23 октября Законодательное собрание приняло в первом чтении закон о проведении ОРВ. Почему, если это можно сделать в Петербурге, то нельзя сделать в Москве?

ОРВ – мощный инструмент отстаивания своих интересов. Инструмент, с помощью которого можно заставить власть детально объяснять свою позицию. Все обоснования и все сомнения должны быть разъяснены на этом этапе.

У нас в Москве предстоят выборы в городскую Думу. И отношение к задачам ОРВ и «умного регулирования» - хороший тест на профпригодность для кандидатов в депутаты в МГД. Нам надо понимать: какие люди будут принимать городские законы, каким будет ОРВ в городе Москве. Каким окажется механизм, который должен позволить предпринимателям чувствовать себя более стабильно и уверено, чем было до этого.
А задача, которая ставится перед «умным регулированием», как сказано в европейских документах, – это достижение взаимопонимания между регулятором и субъектами регулируемых отношений.

Продолжение следует.

Материал подготовил Владимир Володин

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости