Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Никитченко Анна Александровна

KPMG: бесплатные консультации – лучший способ господдержки бизнеса.

Предприниматели предпочитают наличные и вообще не верят в госпомощь

Минэкономразвития совместно с KPMG проверили эффективность господдержки малого и среднего бизнеса в 2009–2014 гг. Ежегодно министерство тратит на эти программы около 20 млрд руб. В 2015 г. было выделено 18,5 млрд руб., из них 16,9 млрд руб. на прямые субсидии, а 1,6 млрд на строительство, говорит представитель ведомства.

Бизнес, получивший поддержку, опережает остальных предпринимателей почти по всем показателям (см. график): их прибыль больше, а кредитов они берут меньше. KPMG попыталась в рублях оценить эффективность господдержки, сравнив показатели предпринимателей, получивших в 2011 г. господдержку, и остальных. По оценкам KPMG, в 2013 г. предприниматели благодаря поддержке заработали 859 млрд руб., или 3% от их оборота, бюджет получил дополнительные 152 млрд, ВВП увеличился дополнительно на 607 млрд – каждый рубль инвестиций в малый и средний бизнес увеличивает ВВП на 27,6 руб. Расчеты условные, без поправки на инфляцию, оговаривается Николай Ланцев из KPMG, это просто ориентир.

Самый эффективный вид поддержки – консультации: рубль, потраченный на них, приводит к росту выручки на 641 руб., подсчитали в KPMG. Число предпринимателей, обратившихся за консультацией, с 2011 по 2014 г. выросло на 139 000 до 213 000, а получивших финансовую поддержку – всего на 5000 до 25 000.

Сами предприниматели предпочитают деньги. Самым эффективным видом поддержки они назвали гранты и субсидии, следует из опроса KPMG. Скорее всего предприниматели просто не знают о других видах поддержки, делают вывод авторы исследования. Не хватает информации и консультаций, соглашается руководитель проектов Института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Анна Никитченко, финансовая поддержка действительно не так эффективна, многие бизнесмены просто не знают, как выйти на новые рынки, как внедрять технологии.

Две главные проблемы малого бизнеса – доступность кредитов и допуск к госзаказам, говорит федеральный чиновник, первую проблему частично снимают региональные субсидии, но часто бизнес даже не знает о мерах поддержки. По опросу РАНХиГС, льготами и другими мерами поддержки за последний год не пользовалось 73% представителей малого и среднего бизнеса Москвы, еще 15% не помнят, обращались ли за помощью. Инструментов поддержки много, признает индивидуальный предприниматель, но эффекта нет. Мороки, бюрократии, отчетности, которую приходится готовить, так много, что трудозатраты не сопоставимы с помощью, говорит владелец компании «Мягкий подарок» Юлия Дрокова. Ждать поддержки приходится недолго, следует из опроса KPMG: в 83% случаев решение по заявке выносится не позднее чем через 30 дней, в 85% случаев средства выдаются сразу после решения.

В России столько инструментов поддержки малого бизнеса, сколько нет ни в одной другой стране, считает вице-президент НИСИПП Владимир Буев, но, чтобы избежать чрезмерного регулирования, бизнес уходит в тень, а поддержку получает узкая группа предпринимателей. Субсидии охватывают не больше 1% предприятий и даже критериев по выдаче грантов нет, говорит Никитченко.

Проблемы все те же – дорогие кредиты и девальвация, жалуется Дрокова, но главное – высокие бюрократические барьеры. Главное – чтобы работать не мешали, а огромное количество органов, которые пытаются помогать, только мешает, поддерживает директор ООО «Добрыня» (продуктовые магазины) Андрей Панин.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости