Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты
 

Павлов Дмитрий Вячеславович

Дмитрий Павлов, заместитель генерального директора НИСИПП. Развитием института ОРВ еще заниматься и заниматься. Часть вторая

Мы продолжаем беседовать с Дмитрием Павловым о проблемах введения в России института оценки регулирующего воздействия.

- Дмитрий, давайте поговорим о том, что институт делает в качестве инициативного проекта. Я имею в виду мониторинг.

- Да, это – инициативный проект. Он возник еще в начале 2012 года и начался с разработки методики, на тот момент достаточно простенькой, поскольку изучать на уровне регионов было, в общем-то, нечего. Но за 2012 год мы постепенно провели два раунда мониторинга, а весной этого года проведен и третий раунд. Его результаты и были представлены на международной конференции в ВШЭ.

- А что этот раунд мониторинга показал?

- Цель его проведения – изучение наблюдаемой активности субъектов Российской Федерации по внедрению института оценки регулирующего воздействия и механизма принятия решений.
На выходе мы получаем табличку с перечнем показателей и перечнем регионов, а также с экспертной балльной оценкой по каждому показателю.

- Я с этой табличкой ознакомился, и меня, честно говоря, насторожило то, что довольно много регионов получили итоговый ноль.

- Да, по данным последнего мониторинга, ноль набрали 28 регионов. То есть, в этих регионах нет вообще никакой активности по развитию ОРВ.

- Но это же больше четверти всех регионов.

- Да. Но ведь можно сказать и о том, что по итогам второго раунда мониторинга таких регионов оказалось 43. Их количество сейчас уменьшилось на 15, и это – явный прогресс: уже кто-то начал что-то делать. Но здесь надо сделать уточнение: все это достаточно формально. Регион попадает в перечень активных, если там хоть что-то делается. А это могут быть всего лишь планы развития ОРВ, ничего особенного из себя не представляющие.

- Хорошо. А сколько регионов занимается этой проблематикой серьезно?

- Если так ставить вопрос, нужно определить: что мы понимаем под словом серьезно. Внедрение ОРВ на региональном уровне должно состояться в 2014-м году.

- Но сейчас уже 13-й год – пора готовиться.

- Так то, что сейчас делается, и есть некий пилотный режим для ряда регионов, когда они апробируют у себя процедуру ОРВ: смотрят, что это такое, изучают все аспекты. Лично я определяю их активность следующим образом: активный регион, занимающийся оценкой регулирующего воздействия, - это регион, который непосредственно проводит эту оценку. Разработчики садятся и готовят заключение – отчет об оценке регулирующего воздействия.
Таких регионов у нас по итогам третьего раунда мониторинга оказалось девять. Но напомню: в каких-то регионах оценка регулирующего воздействия проводится в пилотном режиме (например, в Москве), и никакие документы здесь не закрепляют процедуру ОРВ. Тем не менее, в столице по отдельным проектам актов подготовлены серьезные исследования с серьезными заключениями.

- Но при этом в рейтинге Москвы среди лидеров не оказалось.

- Да, в нашем рейтинге Москва оказалась совсем не в лидерах. Но это из-за того, что мы измеряем в своем мониторинге наличие того или иного акта, закрепляющего оценку регулирующего воздействия.

- А почему Москва пошла другим путем?

- Для них это – некий внутренний пилотный проект. И они хотят понять, определить для себя, как лучше выстроить систему оценки регулирующего воздействия в органах власти города, как эта модель должна быть представлена, кто будет уполномочен на проведение ОРВ, кто будет контролировать качество, следить за внедрением, осуществлять методологическую поддержку. И Москва в сегодняшней ситуации смотрит в первую очередь на это.

- Что ж, на самом деле, это разумный подход.

- Да. По большому счету, лучше десять раз подумать, как реализовывать внедрение этого института, чем потом вносить коррективы по ходу дела и говорить о том, что модель не работает.

- В общем, насколько я понимаю, все, что происходит у нас с ОРВ – только начало.

- По большому счету, да – это только начало. И главное – чтобы уже стартовавшие регионы не перешли в этом процессе к формализму.
Необходимо, чтобы они соблюдали основные принципы проведения оценки регулирующего воздействия, чтобы этот институт, сам по себе публичный, таковым и оставался. Все документы по его процедурам должны быть размещены в интернете. В каждом регионе должна быть создана своя площадка, где должны проводиться публичные консультации с заинтересованными сторонами. И результаты этих консультаций тоже должны размещаться в открытом доступе, как и заключения об оценке регулирующего воздействия. В идеале после принятия того или иного акта необходимо оценивать эффективность регулирования, прежде всего, достигло ли оно цели.

- Ну, здесь работать и работать. А со следующего года институт ОРВ для регионов вводится по всей стране в обязательном порядке.

- Что ж, тогда остановимся на проблемах внедрения. Основная проблема – отсутствие у регионов ресурсов на внедрение этого института.

- Нет денег?

- Тут все сложнее. Деньги деньгами, но речь идет и о человеческих ресурсах. Я бы сказал: компетентных человеческих ресурсах, которые должны быть подготовлены.

- А кто их будет готовить?

- Это – вопрос: кто их будет готовить в необходимых количествах. Минэкономразвития предлагает инициативно проводить обучающие выездные тренинги, семинары, где будут обсуждаться вопросы ОРВ. В первую очередь, люди должны понимать, для чего это и как реализуется.
Но есть и проблема отсутствия штатной численности.

- Извините, Дмитрий, но это нонсенс: чиновников у нас, грубо говоря, как собак нерезаных, а тут – не хватает.

- Понимаете, тут такая проблема: все зависит от выстраиваемой модели. По анализу уже имеющегося опыта регионов, можно сказать: те из них, где под ОРВ создается отдельное структурное подразделение, только этой оценкой и занимающееся, проводят оценку регулирующего воздействия намного качественнее, чем регионы, где внедрена децентрализованная модель. При последней часто получается, что сам разработчик нормативного правового акта и должен давать оценку его регулирующего воздействия.
Среди прочих проблем можно назвать непонимание самого института ОРВ руководством регионов. Нет заинтересованности во внедрении.

- Так они не видят, что это им даст.

- Тут настроение такое: пока не сказали, не будем ничего делать: нам это не надо. - А, может быть, им, действительно, ничего не надо по линии ОРВ? Ведь этот институт, как я понимаю, работает как раз в пользу тех, кем они стараются командовать.

- Я с Вами не согласен. В любом случае качество оценки регулирующего воздействия в любом регионе даст только благоприятные моменты. Это может быть связано с повышением инвестиционной привлекательности региона, что означает большие вливания в бюджет. Так что регион в этом заинтересован, и особенно заинтересовано руководство страны, стремящееся привлечь в нашу экономику иностранные инвестиции.

- Но для этого все надо делать по уму, а не для галочки.

- Да, делать нужно по уму. Но, как я говорю, без решения в каждом отдельном регионе конкретных проблем ничего не выйдет.

- Хорошо. Вот внедрим мы в будущем году ОРВ на региональном уровне. Насколько это будет действенно?

- Все будет зависеть от качества внедрения института и качества реализации его в каждом регионе. Если разработчик регулирования ответственно подходит к своему делу, если полномочный орган разрабатывает под ОРВ все соответствующие документы и полностью формализовал процесс, то проблем быть не должно.
А может быть и так: у нас на руках будет отчет, но он ничего нам не скажет о реальной оценке регулирующего воздействия. Поэтому должны быть прописаны некие фильтры, противостоящие проникновению того или иного вредного регулирования.

- То есть надо заранее понимать, что регулирование может быть и вредным.

- Конечно. У нас ведь бывают случаи, когда разработчик представляет некомпетентно составленный документ. На него дается отрицательное заключение, где говориться, что данный акт не нужен, а потому рекомендуется его не принимать.
Но, если на уровне региона не прописано, что делать с таким заключением, что его необходимо учитывать, когда администрация региона принимает окончательное решение, то такой акт в итоге может быть принят. Сейчас, например, в ряде регионов ОРВ носит лишь рекомендательный характер.
Так что нужны заградительные меры. И нужны они не только на региональном, но и на федеральном уровне. Если мы не проработаем все эти нюансы, толку от внедрения ОРВ не будет никакого.

Беседовал Владимир Володин.

 
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости