Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Симачев Юрий Вячеславович

Юрий Симачёв, главный научный сотрудник ОАО «Межведомственный аналитический центр». Идеальных инструментов поддержки малого бизнеса нет. Часть первая.

О последних решениях по поддержке малого бизнеса и озвученных предложениях новых изменений мы беседуем с Юрием Симачёвым, известным экспертом в области экономики.

- Юрий Вячеславович, у нас много говорится о финансах и налогах. Речь в частности идёт об освобождении от налогов на первые годы работы малого бизнеса.
С 2015 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели на упрощенной и патентной системах в первые два года работы будут освобождаться от уплаты налогов. Соответствующий закон был принят Госдумой и вступил в силу с 1 января 2015 года. Согласно, регионы смогут предоставлять налоговые каникулы на два года в виде нулевой ставки для впервые зарегистрированных ИП, перешедших в течение двух лет со дня регистрации на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения. Освобождение от уплаты налогов будет действовать в 2015-2020 годах.

- Если это и возможно, то только с существенными ограничениями. Ведь вслед за этим начнется волна, что этим режимом стали злоупотреблять более крупные компании, которые стали дробить свой бизнес, чтобы уйти от налогообложения. И так далее, и тому подобное.
Ведь всё время параллельно рассматривается два процесса: льготами, предназначенными для малого бизнеса, начинает пользоваться средний бизнес, и потери бюджета оказываются существенно больше, чем планировалось. Напомню, что тема налоговых каникул для вновь созданных предприятий с определённой периодичностью возникает и исчезает. И ещё ни разу не была доведена до полного завершения.
Тут же возникают вопросы администрирования, речь заходит о том, справедливо или нет, что какие-то фирмы будут пользоваться той или иной льготой, что планировались куда меньшие потери, что, если бы не все компании, пользующиеся этой льготой, могли бы ей пользоваться, было бы гораздо больше денег. И тогда после включения той или иной льготы начинается обратный счёт, возникает желание её сразу ужесточить, обложить какими-то дополнительными требованиями, проверками.

- Увы, Вы правы: закон ввел достаточно ограничений. Во-первых, окончательно вопрос о предоставлении такой налоговой льготы будут решать регионы и далеко не факт, что все регионы пойдут по этому пути. Во-вторых, налоговые каникулы предоставляются для ИП в следующих сферах: производственной, социальной, научной. Какие конкретно это будут виды деятельности (виды деятельности по ОКВЭД) также будут устанавливать опять же регионы. Кроме того, доля доходов ИП от таких видов деятельности должна быть не менее 70%. Субъекты РФ также получат право самостоятельно устанавливать ограничения на применение нулевой ставки, в том числе предельный размер доходов предпринимателей, среднюю численность работников.
К тому же новые поправки касаются исключительно налога по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения. Таким образом, взносы в Пенсионный Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования ИП, находящиеся на каникулах, будут продолжать платить.

- Надо сказать, инструмент налоговых льгот сам по себе имеет и свои преимущества, и свои недостатки в сопоставлении с механизмом прямого бюджетного финансирования и инвестирования. Одно из преимуществ – такого рода льгота работает автоматически и не должна требовать каких-то серьёзных издержек при её применении. Это отличает льготу от тех же финансовых инструментов, где нужно смотреть целевой характер расходования средств, осуществлять проверки. В то же время по налоговой льготе вы заранее практически не можете предсказать, во что она в итоге выльется. Вернее, можете, но с существенными ошибками. А по финансовым инструментам прямой поддержки вы довольно чётко представляете, что бюджету это будет стоить столько-то – столько, сколько вы определили в бюджете.
В этом – базовое соотношение преимуществ и недостатков. И нельзя сделать некий идеальный инструмент, который включал в себя сразу преимущества и налоговых льгот, и прямого финансирования. А у нас всё время это пытаются сделать.
Вот у нас была и есть налоговая льгота по расходам компаний на исследования и разработки. По ряду направлений, определённых специальным постановлением правительства, эти расходы можно списывать в размере 150% - такая сверхускоренная амортизация. Но через какое-то время компании начали всё активнее этой льготой пользоваться. Было видно, что идёт активный рост и расширение её применения. Затем появились требования об обязательной подаче отчётов о результатах, которые должны пройти внешнюю экспертизу. То есть льгота стала окружаться требованиями, характерными для прямой финансовой поддержки. Тем самым инструмент стал терять свою эффективность и привлекательность.
Я боюсь, что в нынешних условиях правильнее даже не обсуждать тему всеобщих налоговых льгот, чтобы никого не сбивать с реальных условий, а бизнес мог чётко планировать свою дальнейшую деятельность и рассчитывать на реальные возможности. Это плохо, когда есть какие-то ожидания, которые потом не сбываются. Гораздо лучше сразу исходить из консервативных ожиданий.

- Но плюс к этому отменяются налоговые проверки, хотя только плановые.

- Понимаете, это очень хорошо, даже замечательно, но давайте посмотрим, с какими ограничениями он будет вводиться в действие. Давайте увидим, какие будут приняты подзаконные акты под этот закон. Давайте дождёмся окончательного результата.
Я говорю: дай Бог. Очень хорошо будет, если я ошибусь, но по предыдущему опыту я смотрю достаточно скептично: каждый раз тема малого бизнеса и его поддержки почему-то возникает исключительно в условиях кризиса. И почему-то никто не пытается смотреть на малый бизнес не с социальной точки зрения, хотя это, безусловно, очень важный инструмент демпфирования всяческих социальных проблем, обеспечения занятости, но на него почему-то не смотрят, как на важнейший инструмент развития. Условия для него надо создавать в благополучные времена. У нас же тема снижения налогов на малый бизнес звучала в прошлый кризис, и, действительно, налоги тогда снижались, пусть и с какими-то противоречиями.
А второе – то, что действительно снижалась нагрузка на бизнес. По крайней мере, она временно не была столь значимой. Если бы это было не временно, а стало бы правилом, эффект был бы куда более значимым.

- Но у нас вообще сложно оценить политику правительства в отношении малого бизнеса. С одной стороны, ему дают хоть какие-то налоговые каникулы, освобождают от части проверок и так далее. С другой стороны, даже федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов выступает с идеей (хотя говорят, что это – не его идея, а он её только озвучил) перевести всех индивидуальных предпринимателей, у которых работают наёмные работники, в ООО, сделав их юридическими лицами. А тех, у кого наёмных работников нет, перевести в самозанятые граждане без регистрации ИП.

- Знаете, чем бы ни мотивировались такие идеи, мне кажется, что такие массовые серьёзные правовые изменения нельзя проводить в условиях кризисных явлений в экономике. Это будет создавать дополнительную нагрузку на предпринимателей, которым надо будет перерегистрироваться (я даже не говорю про другие издержки). Понимаете, с одной стороны, мы говорим, что оградим их от проверок – это хорошо, но, с другой стороны, у них будут большие издержки, чтобы перерегистрироваться. И люди будут мучиться опросами: как это сделать, где это сделать? Им придётся отстаивать очереди.
В конце концов, люди входили в тот или иной бизнес, исходя из той логики, которая была им предложена законодательно, и так резко загонять их в другую форму. И всё это без тщательной подготовки, без обсуждения с бизнесом, без оценки того, в каком регионе к каким результатам это может привести, к каким издержкам. Кто выяснял, готов к этому бизнес, не готов? Мне кажется неразумным проводить такие реформы в кризис.

- Скажем прямо, так думаете не только Вы. Сразу после опубликования предложения Титова в «Коммерсанте» Андрей Шаров, бывший начальник профильного департамента в Минэкономразвития, ныне работающий в Сбербанке, заявил, что такая реформа приведёт к уходу малого бизнеса в тень.
Уйдут бывшие ИП, которых якобы хотят наоборот вытащить реформой на свет. Как уверяет Шаров, они работали полулегально, а станут работать просто нелегально.

- С некоторой поправкой: уйдут, конечно, в тень не все – там свои издержки, свои риски. Но то, что существенная часть предпринимателей может уйти в тень, а кто-то и прекратить заниматься бизнесом – в этом он, безусловно, прав. У предпринимателей и без этого есть много проблем, есть много демотиваций по поводу занятия бизнеса, и надо думать, как их убрать, расширив мотивацию. А любая попытка заставить перерегистрироваться из одной формы в другую – это издержки и новые риски. И как они на это отреагируют – отдельный вопрос. Индивидуальные предприниматели – это те, кто захотел работать легально, н в тени можно заниматься той же деятельностью с меньшими издержками.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости