Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты
 

Чепуренко Александр Юльевич

"Малый бизнес становится лишним на этом празднике жизни". Журнал "Коммерсантъ Деньги"

Журнал "Коммерсантъ Деньги"

Почему система государственной поддержки вредна для российского малого и среднего бизнеса, корреспонденту "Денег" Татьяне Рыбаковой рассказывает Александр Чепуренко, руководитель российской части проекта GEM (Global Entrepreneurship Monitor — "Глобальный мониторинг предпринимательства"), президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, декан факультета социологии ВШЭ.

Как вы оцениваете роль малого и среднего бизнеса в экономике страны?

— Сложившаяся в России социально-экономическая модель действительно на сегодня очень мало зависит от МСБ. Собственно, и политика государства в отношении МСБ это отчетливо демонстрирует. В 1990-е годы принимались и частично реализовывались программы поддержки малого предпринимательства (хотя их идеология и структура вызывали многочисленные критические замечания у экспертов), однако в начале 2000-х они были заморожены либо свернуты, сложившаяся инфраструктура частично демонтирована, и на протяжении нескольких лет у государства вообще не было отчетливо сформулированной политики в отношении этого сегмента бизнеса. Затем под влиянием так называемой программы Грефа под эгидой МЭР стали разрабатываться целевые программы содействия развитию МСБ. Но, несмотря на многократное расширение финансовой базы, они так и не стали акселератором роста инновационного малого и среднего бизнеса.

Последние же действия федеральных властей и ряда регионов показывают, что МСБ становится лишним на этом празднике жизни. С одной стороны, поддержки лишаются сотни тысяч микробизнесов рутинного типа — они хоть и не создают большой добавленной стоимости и высокопроизводительных рабочих мест, но выполняют функцию социального стабилизатора, в особенности в местностях с застойной безработицей и находящейся в структурном кризисе экономикой. С другой стороны, пока почти не видно (исключение — несколько инициатив АСИ) и внимания к другому сегменту малого и среднего бизнеса — быстрорастущим интеллектоемким компаниям в инжиниринге, логистике, ЖКХ и других проблемных для страны областях. Складывается впечатление, что развитие МСБ, которое важно для страны, не важно для российской бюрократии: она не считает МСБ достаточно интересным объектом попечения, потому что с него не урвешь того объема ренты, который может приносить крышевание и лоббирование интересов крупного бизнеса.

Каковы действенные механизмы поддержки МСБ?

— Когда социально-экономическое устройство неблагоприятно для производительного предпринимательства, некоторые стандартные средства господдержки (например, приватизация госимущества или стимулирование госзаказа и госзакупок) приводят к усилению рыночной власти непроизводительного предпринимательства, тесно сросшегося с государственной бюрократией. Между тем именно такие, по сути контрпродуктивные меры по преимуществу содержатся во многих программах поддержки предпринимательства.

Некоторые эксперты предлагают ввести так называемую инновационную премию для МСБ — освободить от налогообложения средства, потраченные на покупку оборудования...

— Невозможно не видеть, что среднее предпринимательство все сильнее недовольно условиями ведения бизнеса. Участие этой группы в деятельности новых площадок формирования политических интересов, которые создает власть, может изменить ситуацию, привести, наконец, к зарождению умной политики в отношении предпринимательства. Однако я бы поостерегся предлагать механизмы премий и т. п.— при нынешнем уровне коррупции и ловкости рук примерно ясно, кто получит в итоге все эти налоговые льготы. С другой стороны, есть группа компаний-"газелей", которые и так быстро растут (критерий — 30-40% в год на протяжении последних пяти лет) и не испытывают трудностей в привлечении кредитов, но могут расти еще быстрее, если получат возможность привлекать госгарантии на длительный срок под реализацию проектов. Вокруг этих компаний обычно существует целый кластер малых фирм-субконтракторов, поставщиков и т. п., поэтому, позволяя "газелям" расти еще быстрее, государство косвенно поддержало бы как раз эту целевую группу.

Стоит ли предусмотреть особый налоговый режим для МСБ при выполнении работ по госконтрактам?

— Я являюсь противником вовлечения МСБ в работу по госконтрактам. Это наиболее коррупционная сфера экономики, и любой крупный поставщик легко "нарисует" несколько малых предприятий, которые будут вместе с ним осваивать бюджетные средства.

Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ