Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Чепуренко Александр Юльевич

Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне

“БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС”

Руководитель программы развития частного и малого предпринимательства - кандидат экономических наук И. Н. Евсеева

Руководитель проекта "Информационные ресурсы для предпринимателей и бизнесменов" - В. В. Буев

Координатор проекта - к.э.н. И. А. Рачковская

Руководитель проекта "Разработка механизмов взаимодействия малых предприятий с крупным производством на региональном уровне" - А. Ю. Чепуренко

Редактор - Н. Г. Главацкая

Корректор - С. X. Китаева

Рецензенты:

Е.В. Овсянников, к.э.н., советник Международного Конгресса промышленников и предпринимателей.

Б. К. Злобин, д.э.н., профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Компьютерная верстка - О. М. Уварова

Аннотация

Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России невелик и остается заметно ниже аналогичного показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования. Россия существенно уступает этим странам и по степени "насыщенности" малыми предприятиями на 1 тыс. жителей и по прочим показателям.

Крайне негативно выглядит и картина распределения малых предприятий по отдельным регионам - субъектам Российской Федерации. Наряду с несколькими регионами-лидерами существует большое количество территорий, где развитие и самого малого предпринимательства, и систем его государственной и общественной поддержки находится в зачаточном состоянии и не оказывает практически никакого влияния на процессы регионального социально-экономического развития.

Серьезную озабоченность вызывает и то, что стабилизация и даже сокращение числа малых предприятий в российской экономике не сопровождается ожидаемыми сдвигами в его отраслевой структуре, в первую очередь, в направлении повышения удельного веса МП производственной и инновационной направленности.

Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффективности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. По существу, несмотря на известные институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предпринимательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для “стартового” этапа в развитии российского малого предпринимательства. В осуществляемых мерах поддержки есть некая негативная тенденция изоляции малого бизнеса, его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ; недостаточно понимание того, что долговременное стабильное развитие МП, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных и крупнейших предприятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного кооперационного и иного взаимодействия с малым и средним бизнесом.

Неудовлетворительно обеспечивается взаимоувязка мер поддержки малого бизнеса с другими направлениями политики реформ, в частности, с приватизацией, конверсией, перестройкой налогово-бюджетной системы, мерами социальной защиты населения и пр.

Еще более сложная ситуация характеризует региональное и местное звено политики развития и поддержки малого предпринимательства. Здесь хроническая нехватка средств усугубляется отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, формальным подходом к разработке и реализации соответствующих региональных целевых программ, отсутствием или слабой подготовленностью региональных (местных) администраций по делам малого бизнеса, недостаточно активной деятельностью общественных ассоциаций малого бизнеса и их слабым взаимодействием с целевыми государственными структурами.

Все это делает исключительно важной и актуальной реализацию программ, нацеленных на радикальное улучшение практики поддержки малого бизнеса в регионах России. Такие программы позволят разработать и практически реализовать более современные системы и практические меры поддержки, ориентированные на новые источники необходимых средств, новые организационные формы работы, а также на профессионально зрелые и, значит, более эффективно действующие государственные и общественные структуры. При этом становится возможным "тиражирование" результатов исследований, т.е. адаптация предлагаемых моделей поддержки малого бизнеса на региональном уровне к специфическим условиям различных типов регионов России.

Целью настоящего исследования стала подготовка целостной модели государственной и общественной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, в том числе через активизацию взаимодействия крупного и малого предпринимательства. Работа выявляет наиболее эффективные пути преодоления негативных факторов, препятствующих более активному экономическому взаимодействию крупного и малого предпринимательства как существенной предпосылке стабилизации и подъема регионального звена российской экономики. Исследование включает в себя также обоснование возможностей и путей "тиражирования" указанной модели поддержки малого предпринимательства и ее основных результатов, т.е. возможностей и практических путей адаптации предлагаемых мер поддержки малого бизнеса к специфическим условиям различных типов регионов России.

Настоящая работа подготовлена по результатам компонента "Разработка механизмов взаимодействия малых предприятий с крупным производством на региональном уровне" проекта “Пилотная программа поддержки и развития малого бизнеса в регионах”, выполненного коллективом исследователей Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), по заказу и при координации ИСАРП.

В составе коллектива исследователей работали: д.э.н. Е.М. Бухвальд, к.э.н. А.В. Виленский (полевые исследования в Сыктывкаре), к.э.н. В.А. Приписное, Т.Б. Обыдённова (полевые исследования в Воронеже и Борисоглебске), к.э.н. А.В. Авилова (обобщение зарубежного опыта), д.э.н. А.Ю. Чепуренко (руководитель проекта).

В качестве консультантов большую организационно-методическую помощь оказали: А.Л. Дмитриенко (Воронежский межрегиональный центр поддержки предпринимательства), Е.Г. Шостенко (председатель комитета по труду и занятости населения Администрации Воронежской области), Н.Я. Лаврега (начальник Коми территориального управления ГАК РФ). Кроме того, научными консультантами выступали д.э.н., проф. Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова А.О. Блинов, к.э.н., зам. председателя ГАК РФ А.Г. Цыганов.





ISBN: 5-8074-0008-9
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости