Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Чепуренко Александр Юльевич

Деньги из бюджета: как встать в очередь. "Деловая среда"

Юлия Хомченко

Какие госструктуры и на каких условиях поддерживают малый бизнес

До 2009 года на поддержку малого и среднего бизнеса из федерального бюджета выделялось от 1,5 млрд до 3,5 млрд рублей в год. Кризис 2008 года, грозивший повальным ростом безработицы, заставил федеральные власти открыть новые финансовые шлюзы для индивидуальных стартапов. В рамках антикризисных мер размер госсубсидий на подпитку индивидуальной активности населения стал расти. По данным Минэкономразвития, в 2012 году на субсидии регионам для поддержки малых и средних предприятий планируется потратить 19 млрд рублей.

Для получения федеральных средств регионы должны вывернуть и собственные карманы. По данным Минэкономразвития, на долю бюджетов субъектов федерации в среднем приходится до 30% госинвестиций в малый бизнес. «Большинство регионов получают средства из расчета 4 рубля средств федерального бюджета на 1 рубль регионального»,— отмечает директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова. Лишь Москва и Санкт-Петербург участвуют в материальном стимулировании деловой активности наравне с федеральным бюджетом и получают транши из федерального бюджета при условии 50-процентного софинансирования программ поддержки малого бизнеса.

Содержание программ поддержки предпринимательства регионы определяют сами. «Учитывая разный уровень экономического развития, а также разные отраслевые приоритеты, каждый субъект выбирает оптимальные и необходимые инструменты поддержки»,— говорит Наталья Ларионова. Наиболее распространенным видом помощи развитию бизнеса, отмечают в министерстве, стали гранты начинающим предпринимателям на создание собственного дела. Государственное инвестирование в стартапы практикуется более чем в 60 регионах страны.

Общая доля

Федеральное законодательство позволяет выделять начинающим предприятиям субсидии до 500 тысяч рублей. В 2011 году средний размер субсидий в Москве составил 450 тысяч рублей. В большинстве регионов лимит стартовых грантов не превышает 300 тысяч рублей. В среднем по стране в прошлом году размеры выплат на одно начинающее предприятие составили чуть больше 250 тысяч рублей.

В Республике Татарстан с этого года тоже решили больше вкладывать в начинающие предприятия — в Казани под бизнес-проект можно получить до 600 тысяч рублей. Но эта форма поддержки доступна лишь социально ориентированному бизнесу. Предприятие не просто должно быть занято в сфере социально-бытового обслуживания, но и брать на работу инвалидов, женщин после декретного отпуска, бывших заключенных и военных, уволенных в запас.

Деньги на развитие стартапа «бесплатные» — они предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе (в каких случаях предпринимателей попросят вернуть деньги, см. интервью Дмитрия Князева). Однако полноценным стартовым капиталом их назвать нельзя. Для получения государственной поддержки начинающему предпринимателю и самому придется раскошелиться. Бизнесмен вправе претендовать на грант на условиях долевого финансирования своего проекта в размере не меньше 50% от заявленной суммы субсидии.

Не всем и не каждому

Приоритетной целевой группой получателей грантов, отмечает Наталья Ларионова, являются зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения, работники градообразующих предприятий и молодежь. Соответственно, ставка в регионах делается на те виды бизнеса, которые в первую очередь обеспечивают самозанятость — сферу услуг, например. В отдельных регионах, в Свердловской области, в частности, для получателей грантов введен возрастной ценз — бизнесмену должно быть не больше 30 лет.

Власти других территорий предпочитают считать возраст самого бизнеса — в Вологодской области стартапом считается предприятие не старше одного года, в Москве — двух лет. При этом претендентам на получение гранта необходимо защитить свой бизнес-проект. По словам чиновников, главным образом перспективы стартапа зависят от того, сколько рабочих мест создаст начинающее предприятие и как быстро возместит государственные инвестиции в виде налогов. Получением субсидии общение с чиновниками для начинающих бизнесменов не заканчивается: в течение полутора-двух лет им предстоит отчитываться, куда и как они потратили бюджетные и собственные средства.

Трудовая порука

Наталья Ларионова утверждает, что большинство предприятий, отобранных чиновниками, успешно развиваются. По данным Минэкономразвития, больше 90% предприятий, получивших господдержку в 2010 году, работают по сей день. Более того, они растут: численность работников этих компаний в 2011 году увеличилась больше чем на 4 тысячи. Наиболее активно субсидии начинающим предпринимателям раздают в Пензенской, Ростовской, Самарской областях, республиках Башкортостан и Калмыкия. Гранты на начало бизнеса дают и в регионах Северо-Кавказского федерального округа, в том числе в Дагестане и Чечне.

По словам Натальи Ларионовой, в дальнейшем этот вид поддержки деловой активности имеет смысл продолжать именно в регионах со сложной социально-экономической обстановкой. «Это одна из действенных мер, которая снижает уровень безработицы. Мы поддерживаем каждый десятый новый бизнес в стране. Новые же предприниматели создают дополнительно не меньше двух-трех рабочих мест»,— говорит Ларионова.

Поддержка или подрыв конкуренции?

Chepurenko_91.jpg В бизнес-среде отношение к условиям предоставления финансовой помощи стартапам неоднозначное. Первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», председатель совета регионов Павел Сигал считает, что поддержку нужно сужать до конкретных экономических задач региона. «Возьмем Кировскую область. Там основа экономики — лесозаготовка и лесопереработка. Вот и должны сделать так, чтобы средства получали компании, которые не просто занимаются лесопереработкой, а покупают новое оборудование, внедряют инновации в этой отрасли»,— говорит Сигал. Сейчас получается, что количество денег сильно ограничено, и они «размазываются по тарелке».

«Эта помощь затрагивает доли процента реальных предпринимателей. Да, какие-то компании стали получать поддержку и развиваться, но сказать, что субсидии существенно повлияли на деловой климат в регионах, стали толчком развития каких-то отраслей бизнеса или экономики территории нельзя»,— сетует вице-президент «ОПОРЫ России». Судя по его словам, даже те, кому удачно удалось стартовать благодаря господдержке, рискуют быстро «сдуться». «Идет системное ухудшение положения малого бизнеса. Мы бы совершенно спокойно обошлись без субсидий, если бы отменили введенные в последние годы драконовские законы — повышение ставки ЕСН для малого бизнеса, например»,— утверждает Павел Сигал.

Президент межрегионального общественного фонда содействия защите прав предпринимателей «Деловая перспектива» Дина Крылова считает механизм распределения грантов недостаточно прозрачным. Предприниматели жалуются на то, что их заявки отклоняют по формальным признакам. «Чиновники на местном уровне имеют широчайшие возможности для распределения средств поддержки среди „своих” фирм. Вместо поддержки определенного инновационного сектора у нас получается перекос конкуренции из-за преференций отдельным участникам рынка»,— говорит Крылова. Эксперты считают, что отбором проектов должны заниматься специализированные фонды, которые несли бы в том числе и финансовую ответственность за вложенные в новый проект деньги.

Погоду не делают

Время поддержки самозанятости населения прошло, и необходимо переходить от поощрения любых новых фирм к стимулированию компаний с высоким потенциалом роста, считает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), декан факультета социологии Высшей школы экономики Александр Чепуренко. По его мнению, деловой климат для развития малого бизнеса сегодня важнее прямой господдержки. Последние же исследования бизнес-активности в регионах показывают, что во многих субъектах РФ «бизнес-популяция перестает пополняться новичками». «Все меньше людей выражают желание заниматься бизнесом. Видимо, изменения в региональной политике заставляют их думать, что это неправильный выбор»,— отмечает Александр Чепуренко.

В Минэкономразвития РФ призывают не противопоставлять финансовую поддержку и меры по улучшению бизнес-климата. «Важно понимать, что такая поддержка ориентирована на особый круг получателей. Как правило, это действительно небольшие бизнесы, действующие в рамках муниципалитетов. То есть, гранты и венчурное финансирование не заменяют друг друга, а дополняют в рамках реализации общей политики поддержки предпринимательства»,— парирует Наталья Ларионова.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости