Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Чепуренко Александр Юльевич

По всей России снижают господдержку малого бизнеса. Интернет-журнал "Деловая среда"

Юлия Хомченко
Андрей Леонов

Вместо безвозмездного финансирования начинающих предприятий в регионах намерены увеличивать инвестиции в «инфраструктуру развития»

Как стало известно «Деловой среде», региональные власти массового сокращают субсидии на прямую поддержку малого бизнеса. Астраханская и Волгоградская области уже урезали программы финансирования начинающих предприятий в полтора и два раза соответственно. В Орловской области серьезному пересмотру подверглась программа содействия самозанятости безработных путем выдачи субсидий на открытие собственного дела. На местах утверждают, что грантовая поддержка стартующих предприятий признана неэффективной и сокращать субсидии, вероятнее всего, постепенно будут в большинстве регионов.

Деньги – не инструмент

Эффективность прямых инвестиций в начинающие предприятия составляет не более 20%. Это, как утверждают региональные чиновники, самый низкий показатель из всех видов поддержки предпринимателей. «Вместо безвозмездного финансирования начинающих предприятий регионы будут увеличивать, например, размеры фонда микрофинансирования. Деньги „в долг” стимулируют развитие малого бизнеса куда эффективнее, чем дармовые средства»,— рассказали «Деловой среде» представители властей Калининградской области. В Татарстане, одном из регионов — лидеров программ поддержки малого и среднего бизнеса, власти отказались от практики так называемых социальных грантов на открытие бизнеса. «Напрямую давать деньги не очень хорошо. В прошлом году фонд социальных грантов в республике составлял более 100 млн рублей. Мы его раздали, но результат нам не понравился»,— заявил «Деловой среде» руководитель Центра поддержки предпринимательства республики Татарстан Артем Наумов. По его словам, прямые инвестиции в начинающие предприятия часто используются не по назначению, бывает, что новичку не удается построить бизнес. «Это бизнес, риски понятны. Но деньги государственные, мы же не венчурный фонд»,— объясняет господин Наумов. В этом году, по его словам, в бюджете центра на социальные программы финансирования бизнеса заложена совсем незначительная сумма. «Мы пришли к тому, что целесообразнее компенсировать уже произведенные затраты —лизинг, например»,— заявил Артем Наумов. Кроме того, территориальным властям видится более целесообразным «предоставление предпринимателям не денег, а необходимых инструментов развития», вложение в развитие инфраструктуры — коворкинг-центров, бизнес-инкубаторов и бизнес-кластеров.

Так, в Астраханской области в этом году планируется выделить на помощь новичкам лишь 14 млн рублей. В 2012 году начинающие предприниматели региона получили в общей сложности 21 млн рублей. «Каждый стартап получает не более 300 000 рублей. Мы не просто даем деньги, а возмещаем две трети затрат. То есть фактически это уже действующий бизнес, а не просто намерение этот бизнес начать»,— рассказал начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Астраханской области Алексей Гусев. В этом году, по его словам, региональные власти приняли решение увеличить расходы на создание четвертого в регионе бизнес- инкубатора, увеличение объемов инвестиционных проектов и местного фонда микрофинансирования.

В Волгоградской области начинающему бизнесу компенсируют 80% затрат, но тоже не более 300 000 рублей. В прошлом году на субсидии новичкам было выделено 7 млн рублей. Однако, как сообщила «Деловой среде» начальник отдела развития объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства департамента развития и поддержки предпринимательства Волгоградской области Валерия Аравина, в этом году объем субсидий значительно сократится и составит всего 3 млн рублей. «Программа финансовой поддержки начинающих предпринимателей была создана во времена кризиса. Теперь появились другие варианты помощи, ориентированные на инновации и модернизацию. Именно на них будут перераспределены средства»,— объяснила госпожа Аравина.


Что еще сокращают в регионах

В Ростовской области компаниям, проработавшим меньше года, компенсируется до 70% расходов. По словам начальника управления развития департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Людмилы Сечкаревой, из заявленных центру 632 млн рублей, которые регион готов выделить на программы поддержки бизнеса, на финансирование новичков, как и в прошлом году, потратят порядка 50 млн рублей. Но увеличивать эти расходы чиновники тоже не планируют. «Субсидии начинающему бизнесу пока необходимы. Но следует проводить не только экстенсивную политику финансовой поддержки малого бизнеса. Увеличивать нужно ее содержательность, предоставлять предпринимателям не только деньги, но и инструменты для ведения дела»,— считает госпожа Сечкарева. Как и во многих других регионах, большая часть средств пойдет на развитие фондов кредитования, микрофинансирования, и муниципальные программы по поддержки малого бизнеса.

В Орловской области программу грантов на открытие стартапов урезать пока не собираются. «Всего в прошлом году гранты размером 300 000 рублей получил 31 начинающий предприниматель. В этом году надеемся удержаться на этом же уровне»,— рассказал «Деловой среде» начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Александр Шаранов. В Орловской области под нож попала программа по поддержке безработных, желающих открыть свое дело. По словам руководителя отдела организации трудоустройства и развития форм занятости Орловской области Елены Лебедевой, еще два года назад любой стоящий на бирже труда мог составить бизнес-план и безвозмездно получить 59 800 рублей. В этом году новичок может рассчитывать всего на 30 000 рублей. «Поменялось законодательство о занятости. Раньше на программу дополнительных мероприятий выделялись деньги из федерального и регионального бюджетов. Сейчас полномочия по единовременной помощи перевели полностью на региональный уровень»,— рассказала «Деловой среде» Елена Лебедева.


По данным вице-президента и председателя экспертного совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александра Осипова, поддержка начинающих предприятий в ряде регионов действительно сокращается. «Где-то это объясняют переводом части средств на увеличение зарплат бюджетникам — врачам и учителям. В некоторых регионах прекращают субсидировать новичков из-за неэффективного освоения денег чиновниками. Факторов очень много»,— заявил «Деловой среде» Александр Осипов. По его мнению, все меры поддержки одинаково нужны и лучше всего работают в сочетании друг с другом. «Субсидии помогают новичкам выжить. Микрофинансирование пригодится тем, кто пока еще не интересен банкам. Когда бизнес подрастает можно использовать субсидию процентной ставки и т .д. Если что-то из этого выпадает, страдает вся система поддержки»,— уверен Александр Осипов.

Избирательная помощь

Одной из причин сокращения госсубсидий в регионах стало уменьшение финансирования госпрограммы на поддержку малого и среднего бизнеса. Напомним, что при оптимизации бюджета Минфин урезал расходы Минэкономразвития на поддержку МСБ на 2 млрд рублей. В 2013 году на эти цели в федеральном бюджете изначально было запланировано 20,5 млрд рублей. В Минфине сокращение программы развития малого и среднего бизнеса на 10% объясняли тем, что деньги на федеральных счетах не использовались. По словам чиновников Минэкономразвития, «срезанные» миллиарды рублей — это «законтрактованная сумма», которую планировалось потратить на поддержку неторговых компаний, работающих в области образования, здравоохранения, промышленности и социальной сфере. «Все деньги направляются в регионы по конкурсу, только после специальных процедур. Конкурсные процедуры у нас долгие. Поэтому сразу всю сумму потратить практически невозможно»,— объяснил «Деловой среде» заместитель директора департамента развития малого бизнеса и конкуренции Минэкономразвития Андрей Медведев. По словам чиновников, до регионов субсидии начинают доходить не раньше сентября. Именно поэтому неизрасходованные деньги переходят на следующий год. Теперь остаточных средств не будет, а значит, пострадают мелкие предприниматели.

В Минэкономразвития утверждают, что «выживаемость» стартапов крайне высока. «В начале 2013 года более 90% предприятий, получивших грант в 2011 году, продолжали свою деятельность»,— рассказали «Деловой среде» в департаменте развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития. По данным департамента, 60% средств государственной поддержки идет на предоставление «прямых» субсидий предпринимателям в субъектах и муниципальных образованиях. За счет других 40% создавались объекты инфраструктуры. Конкретные меры поддержки и оптимальные программы по развитию малого бизнеса регионы выбирают сами. В 2012 году в число самых популярных региональных программ попали докапитализация гарантийных фондов, предоставляющих предпринимателям поручительство по кредитам, развитие микрофинансирования и грантовая поддержка начинающих. По данным Минэкономразвития, в прошлом году государственным инвестированием в стартапы воспользовались в 56 регионах. На гранты в 2012 году было выделено 2,4 млрд рублей. Всего, по оценкам Минэкономразвития, в прошлом году гранты получили около 11 000 начинающих предпринимателей, а по стране было создано свыше 24 000 рабочих мест.

Кому нужна такая поддержка

Представители предпринимательского сообщества к грантовым программам изначально относились неоднозначно. По мнению президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства Александра Чепуренко, поддержка стартапов была «важнейшей экономической и социально-политической задачей в 90-х годах». Сейчас помощь в первую очередь необходима среднему бизнесу. «Компаниям, которые на протяжении нескольких лет демонстрируют региональным властям устойчивый рост, не нужны гранты. Им нужны квалифицированные кадры, простые условия землеотвода и строительства»,— говорит господин Чепуренко. Все это не требует дополнительного финансирования — достаточно политической воли, считает экономист. «Если создать необходимые условия, средний бизнес сам будет расти и вовлекать в развитие смежные компании, в том числе микропредприятия»,— пояснил Александр Чепуренко. По его мнению, пересмотра требуют и сами программы государственной поддержки малого бизнеса. «Насколько субсидии эффективны, не знает никто. Потому что никаких индикаторов эффективности до сих пор нет. Одним из них мог бы стать учет региональных особенностей субъектов федерации»,— считает Александр Чепуренко.

Первый вице-президент по региональной деятельности «Опоры России» Павел Сигал советует властям не «размазывать» средства среди представителей бизнеса. «В России около 5 млн частных предприятий. Если размазать на них 20 млрд рублей — получается мизер. Другое дело, если сконцентрировать поддержку на прорывных вещах, инновациях и производстве»,— считает господин Сигал. В качестве примера он привел развитие поддержки венчурных программ. «Если я финансирую 10 венчурных проектов, совершенно нормально, если восемь из них будут убыточными. Поэтому должна быть система поощрения таких инвестиций. Но в России это совершенно не развито»,— объяснил Павел Сигал.

Некоторые представители бизнес сообщества вообще ставят эффективность господдержки под вопрос. По словам президента Фонда регионального развития «Перспектива» Бориса Грибачева, региональные власти зачастую обслуживают крайне узкий круг предпринимателей и не стремятся широко распространять информацию о возможности господдержки. «Все средства уходят в аффилированные структуры. А у нас сколачивают какой-то бизнес-инкубатор, в котором сидят десять мелких ИП и платят арендную плату больше, чем в центре города. Лучше бы эти деньги вкладывать в дороги, инфраструктуру, электричество, воду»,— заявил «Деловой среде» господин Грибачев.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости