Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

«Развитие бизнеса: Томский вариант»

С губернатором Томской области Виктором Крессом беседует главный редактор журнала 'Первая гильдия России' ВЛАДИМИР БУЕВ.

- Вы сегодня один из наиболее известных в России губернаторов. Это связано прежде всего с вашим участием в подготовке программы реструктуризации РАО ЕЭС. Куда менее известна ваша работа по развитию и защите предпринимательства в Томской области. Разумеется, нашим читателям, а в основном это люди, связанные с бизнесом, хотелось бы узнать именно об этом.
Прежде всего, какова, по вашему мнению, роль предпринимательского сектора (особенно малого и среднего бизнеса) в экономике Томской области?
- Я считаю, сегодня можно смело сказать: рыночная экономика у нас есть. В сфере торговли, бытового обслуживания, да и производства, рынок налицо. И на этапе его становления малый бизнес сыграл очень большую роль.
Мы в 93-м году одними из первых заложили в областной бюджет средства на развитие предпринимательства, и с тех пор работаем в этом направлении. Конечно, первая волна предпринимателей занималась в основном торговлей, но затем они постепенно осваивали и другие сектора экономики. И я думаю, что будущее нашего региона - именно в развитии предпринимательства, особенно в сфере наукоемкого производства. База для этого готовится уже сегодня.
В Томской области ситуация уникальная: в среднем по России на 10 000 человек приходится 185 студентов, в Петербурге - 420, в Москве - более 500, а у нас - 700 - 800, из них половина - приехавшие к нам на учебу жители других регионов и даже других стран (бывших республик Средней Азии). Причем многие 'новые иностранцы' хотели бы связать свою судьбу с нашей областью. Устроить всех квалифицированных специалистов в государственные, муниципальные учреждения невозможно, и тут слово за малым бизнесом.
- Мы с вами встретились в дни, когда в Томске проходит конференция, посвященная вопросам поддержки предпринимательства. На ней много говорилось о преодолении административных барьеров. Вы не могли бы вкратце обрисовать ваши подходы к этой проблеме?
- Понятие 'административные барьеры', прочно вошедшее в обиход, обозначает проблемы, связанные с деятельностью сложившихся систем регистрации, лицензирования, сертификации, разнообразных надзоров и контролей - словом, всей государственной разрешительной системы, которая под лозунгом 'заботы и защиты прав, здоровья и жизни населения' требует от предпринимателя ставших уже непосильными затрат времени, сил и средств. Причем затраты эти человек вынужден осуществлять с единственной целью - чтобы ему разрешили работать.
Наш анализ показал, что после введения, например, процедуры лицензирования хлебобулочных изделий более трети малых хлебопекарен ушли 'в тень'. Новых хлебобулочных производств за последние год-полтора практически не открывалось. Одна из основных причин этого - при получении лицензии на производство хлебобулочных изделий официально необходимо выполнить требования, состоящие из 13 пунктов, заплатив около 260 рублей. Вроде немного. Но для того, чтобы выполнить все, что стоит за этими тринадцатью пунктами, тратится до 2-х месяцев и до 20 тысяч рублей различных дополнительных выплат.
Корни административных барьеров кроются в том, что территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти дано право взимать плату за выполнение своих функций, привлекать на платной основе экспертов, применять штрафные санкции к нарушителям и - что самое главное - использовать часть получаемых средств на свое содержание. Так, к примеру, российские структуры по сертификации осуществляют обязательную сертификацию на принципах хозрасчета. При этом Госстандарт России не рекомендует им закладывать в свои расценки рентабельность более 35%. Как это понимать? Как можно одновременно быть государственным органом и хозяйственной структурой?
Пока организации государственной разрешительной системы прямо заинтересованы в увеличении получаемых с предпринимателей сумм, поскольку остающаяся в их распоряжении доля соответственно также растет. И мы констатируем злоупотребления этих структур в использовании предоставленных им прав, зачастую обоснованных ведомственными положениями и инструкциями.
При этом всем очевидно, что существующая крайне затратная система регистрации, лицензирования, сертификации и так далее в действительности не защищает население от возможности приобретения на рынке некачественной продукции и услуг. По своей сути эти поборы - дополнительный налог на товаропроизводителей в целях содержания всех этих структур.
В отношении государства к предпринимателям, с моей точки зрения, должны строго выдерживаться три основных принципа.
Первый - незыблемый принцип предпринимательства: 'Все, что не запрещено законом, - разрешено',
Второй принцип: 'Рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо'.
И третий принцип: 'Любая норма, имеющая очевидно двойной смысл, истолковывается в пользу предпринимателя'.
У нас при губернаторе Томской области с марта 99-го года действует Комиссия по устранению административных барьеров. Это орган, который обязан защищать интересы предпринимателей, и он этим успешно занимается вот уже третий год. А для того, чтобы деятельность по развитию отечественного бизнеса могла опираться на результаты серьезных исследований в этой области, мы только что завершили совместную с рядом других организаций работу по созданию в Москве Национального института системных исследований проблем предпринимательства - спе- циализированной структуры для анализа тенденций развития малого бизнеса, который вы, Владимир Викторович, возглавляете. Так что теперь мы с вами в одной упряжке.
- Я уверен, что эта упряжка не подведет наших предпринимателей.
Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости