Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Учиться на чужих ошибках

Вышла в свет брошюра 'Исследование и разработка рекомендаций по оптимизации процесса регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства в пяти регионах РФ', изданная ИКЦ 'Бизнес-Тезаурус' при поддержке фонда 'Евразия'.
Авторский коллектив (руководитель - В.В. Буев) провел значительный объем исследовательских работ по двум наиболее острым для предпринимателей проблемам: регистрации и ликвидации предприятий. С двумя небольшими отрывками из этой брошюры мы знакомим сегодня наших читателей.
Проблемы регистрации предприятий с точки зрения предпринимателей.
Выводы по результатам опроса.


license1.jpg1. По субъективным оценкам предпринимателей, регистрация не относится к числу самых трудных для них проблем. Тем не менее сложности с регистрацией испытало в начале своей деятельности каждое пятое предприятие Москвы. В столице эта проблема стоит в целом острее, чем в остальных четырех городах. Затруднения с регистрацией чаще возникают у более крупных предприятий, нежели у более мелких.
2. Около 40% регистрационных актов осуществляется с привлечением посредников. Как правило, их услуги используются при подготовке учредительных документов и для непосредственного оформления бумаг в уполномоченных органах, несколько реже - при выполнении мелких технических операций (написание заявлений и т.п.). Более 30% респондентов пользуются ими для получения юридического адреса. Деятельность посреднических фирм особенно заметна в Москве. К этим фирмам чаще обращается более мелкий бизнес; более крупные предприятия нередко нанимают специальных сотрудников, в обязанности которых входят хлопоты по регистрации.
3. Основной причиной использования посреднических услуг является стремление ускорить регистрационный процесс. Только десятую часть предприятий привлекает высокое, по их мнению, качество этих услуг; почти треть вынуждается к этому чрезмерной усложненностью регистрационных процедур и непостоянством применяемых правил.
4. Потери времени, связанные с официальной регистрацией, весьма существенны. В Москве свыше 30% предприятий тратят на подготовку учредительных документов более месяца, свыше 40% ожидает ответа от уполномоченных органов более 10 дней. То обстоятельство, что почти 30% респондентов не могут сказать, как долго им пришлось ждать подтверждения факта регистрации, свидетельствует о сложившейся в этой среде привычке к вынужденным потерям времени при взаимодействии с административной системой.

license2.jpg5. Повсеместно существует теневая деятельность в сфере регистрации - оказание сотрудниками уполномоченных органов платных услуг предприятиям без оформления каких-либо платежных документов. Наибольшее распространение эта деятельность, по данным опроса, получила в Москве. Средняя величина оплаты теневых услуг, судя по данным опроса, несколько выше официальных ставок. Главные мотивы, побуждающие предпринимателей обращаться к этому варианту регистрации, те же: стремление ускорить процесс (на что указывает 3/4 респондентов) и упростить его процедуру (о чем свидетельствуют более 40% опрошенных).
6. Опыт применения временной регистрации в Москве не снискал этой мере большого числа сторонников. Около трети всех респондентов считает такую форму регистрации в принципе ненужной, более половины затрудняется дать ей определенную оценку. Пока мало известна в предпринимательской среде и деятельность комиссий по комплексной государственной регистрации; возможностью регистрации 'в одном окне' воспользовалось немногим более 10% общего числа респондентов. Большинство из этих последних, однако, дает хорошую оценку самой идее создания таких комиссий. В целом по выборке более половины респондентов считает целесообразным шире развернуть их сеть, но полагает, что межведомственные противоречия могут оказаться существенным препятствием в их работе.

license3.jpg7. Расходы на выплату государственных пошлин, сборов и других связанных с регистрацией официальных платежей обременительны для трети респондентов. Особенно ощутимы они для малых предприятий. В величине этих выплат, как и рыночных цен на посреднические услуги по регистрации, существует значительный разброс. Средний по выборке уровень затрат на услуги посредников составляет около 4,5 тыс. руб., для более крупных предприятий он поднимается до 9 с лишним тыс. рублей.
8. Не всегда бесплатно осуществляется открытие банковского счета регистрируемого предприятия. С этой операцией связана и дополнительная потеря времени: в среднем по выборке, в 15% случаев начало операций по банковскому счету откладывается на 8 - 30 дней.
9. Работа уполномоченных органов оценивается большинством респондентов как удовлетворительная. Однако от 10 до 18% - в зависимости от того, о каком органе идет речь - считает ее плохой; в Москве не удовлетворено работой регистрационной системы 30% опрошенных. Наибольшие нарекания она вызывает у малых предприятий.
10. Свыше 40% респондентов считает необходимым сократить общее количество представляемых для регистрации учредительных документов и поддерживает предложение ограничиться двумя их комплектами, один из которых должен направляться в общий для всех уполномоченных органов архив. Значительная часть респондентов высказывается также за сокращение сроков получения уведомления о регистрации, за унификацию представляемых документов и за сокращение количества нотариально заверенных копий. Особенно активно эти предложения были поддержаны малыми предприятиями.

license4.jpg11. Анализ источников получения адреса местонахождения органов управления предприятием дает основание полагать, что во многих случаях эта операция используется для ухода от контроля уполномоченных органов. Эта тенденция особенно заметна в Москве, несколько менее - во Владимире, Нижнем Новгороде и Томске. Около трети московского бизнеса, по-видимому, функционирует в стороне от рынка производственных помещений, контролируемого непосредственными участниками производственного процесса и фирмами-посредниками. В целом по выборке почти 40% респондентов, купивших адрес у посреднических фирм, признают, что собираются сменить его в ближайшие три года, что может служить указанием на вероятность ухода 'в тень' по крайней мере части этих предприятий.
12. Предоставление юридического адреса агентствами по развитию предпринимательства (форма официальной поддержки малого бизнеса) пока является сколько-нибудь заметной практикой только в Москве. Среди клиентуры этих агентств опросом не выявлено ни одного предприятия, планирующего смену юридического адреса в ближайшее время.

Проблемы ликвидации предприятий с точки зрения предпринимателей.
Выводы по результатам опроса.

1. По субъективным оценкам предпринимателей, ликвидация не относится к числу самых трудных для них проблем. Затруднения с ликвидацией чаще возникают у более мелких предприятий, нежели у более крупных.
2. Наличие опыта ликвидации предприятия признали менее десятой части респондентов (высоким показателем выделяется Томск). Лишь в 40% случаев, и только в 25% случаев - если причиной являлась неплатежеспособность фирмы, процедура ликвидации осуществлялась полностью с соблюдением всех требований закона. В остальных случаях фирма замораживалась или прекращала сдавать отчетность. Предпочтительной формой ликвидации во всех городах, кроме Москвы, является осуществление ее самим руководством или персоналом предприятия. В Москве более половины ликвидаций проводится с привлечением внешних юристов, в том числе в форме их временного найма на предприятие.
3. Процесс официальной ликвидации дорогостоящ, особенно в Москве. Сроки его, составляющие в среднем по выборке 7 месяцев, в ряде случаев удается сократить в 2-3 раза благодаря усилиям предприятия, в других же случаях ликвидация растягивается на несколько лет. Причины могут быть связаны как с умышленными проволочками со стороны руководства предприятия, так и с отказами в ликвидации со стороны уполномоченных органов (особенно частыми в Москве). Необходимо отметить, что почти ? отказов выдается в устной форме, нередко без объяснения причин. В случае обжалования в суде половина отказов снимается, то есть решение выносится в пользу предприятия.

license5.jpg4. Официальная ликвидация может быть существенно ускорена путем привлечения специализированных посредников. Однако значительная часть респондентов, судя по данным опроса, не располагает достаточной информацией о рынке такого рода услуг (за исключением Москвы, где этот рынок весьма развит и достаточно информативен для потенциальных клиентов). Цены и качество этих услуг различаются по регионам: относительно быстро работают посреднические фирмы в Нижнем Новгороде и Томске, относительно высоко оплачиваются в Москве. Почти 2/3 респондентов не устраивает либо один из этих параметров, либо то и другое вместе.
5. Во многих случаях посреднические фирмы берутся оформить частичный вывод бизнеса с рынка, то есть фактически способствовать бегству предприятия от невыполненных обязательств. В этой связи отношение предпринимательской среды ко всей деятельности посреднических фирм по ликвидации - двойственное. В целом по выборке, десятая часть полностью осуждает эту деятельность, 60% воздерживается от высказывания определенного мнения, 30% считает ее полезной в условиях нынешней экономики. Несколько иная картина в Москве, где негативных оценок больше, чем позитивных (но 'нейтральное' отношение все-таки превалирует).
6. Почти половина респондентов осуждает практику ухода предприятия от выполнения обязательств путем смены юридического лица. В случае срочной необходимости вывести свое предприятие с рынка относительное большинство респондентов предпочло бы оформить эту операцию официально, проведя процедуру ликвидации через все уполномоченные органы, и только пятая часть изъявила готовность осуществить с помощью посредников частичную ликвидацию. За полную ликвидацию респонденты готовы платить в полтора раза дороже, чем за частичную. Все это позволяет сделать вывод, что нынешняя практика ликвидационных операций нуждается в усовершенствованиях в первую очередь со стороны инфраструктуры рынка, то есть - административного обеспечения и отработки процедуры этого процесса.

В наше время, когда все продается (и недешево), брошюра, выпущенная за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию, распространяется бесплатно. Все, кого интересуют вопросы регистрации и ликвидации предприятий, и кто считает себя достаточно умным человеком, чтобы учиться не на своем горьком опыте, могут ее получить. За справками обращайтесь в редакцию нашего журнала.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости