Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Регуляторная реформа в регионах идет разными темпами

Экспертами НИСИПП завершен третий раунд мониторинга по внедрению института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации. Из результатов исследования стало ясно, что внедрение ОРВ практически наметилось только в трети регионов.

Напоминаем, что Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.

В 2012 г. и последующих годах внедрение института ОРВ на региональном уровне является одним из приоритетов проводимой в России административной реформы. И целью проведения данного мониторинга является повышение прозрачности процесса внедрения ОРВ и оценка значимости движения по этому пути тех или иных субъектов РФ на общерегиональном фоне.

Для закрепления в регионе оценки регулирующего воздействия необходимо было принятие ряда нормативных правовых актов, регулирующих основные вопросы при проведении ОРВ: порядок проведения ОРВ (положение об ОРВ); стандарт публичных консультаций (порядок проведения) и методика проведения оценки регулирующего воздействия. Помимо них, могут быть акты с дополнительными параметрами.

По результатам исследования, в части практического воплощения типовой структуры нормативно-правового регулирования лидером можно назвать Свердловскую область, в которой есть практически вся необходимая структура нормативных правовых актов.

Необходимость внедрения ОРВ в регионе установлена в нормативных правовых актах 40 субъектов РФ. Формы установления такой необходимости различны: в 10 регионах приняты специальные распорядительные акты по внедрению ОРВ, в 30 регионах внедрение ОРВ является частью мероприятий, предусмотренных различными целевыми программами, например, в Липецкой области – Программа развития конкуренции, в Курской области – Программа повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время порядки проведения ОРВ/положения об ОРВ приняты в 22 регионах, 16 из них была принята во второй половине 2012 года, а 12 и вовсе приняты в четвертом квартале 2012 г.

Регионами-лидерами по дате начала практического внедрения ОРВ являются Вологодская и Челябинская области, хотя в последней, судя по информации с официального сайта, проведено вообще только 1 ОРВ. Всего же, если не учитывать Челябинскую область, практически оценка регулирующего воздействия осуществляется в 8 регионах. Исходя из этого, можно сказать, что реально ОРВ проводится только в трети регионов, в которых были приняты положения об ОРВ / порядки проведения ОРВ.

При этом необходимо отметить, что фактически ОРВ, кроме названных регионов, проводилась в Забайкальском крае, в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, г. Москве, Новосибирской области.

Порядки проведения публичных консультаций установлены в настоящее время в 7 регионах: Чувашской Республике, Пермском крае, Волгоградской, Вологодской, Московской, Свердловской и Ульяновской областях. При этом порядок публичных консультаций может устанавливаться, как в виде отдельного нормативного правового акта, так и в виде приложений к порядкам / положениям об ОРВ.

Методические рекомендации по проведению ОРВ в настоящее время утверждены только в пяти субъектах РФ: в Волгоградской, Вологодской, Свердловской, Тамбовской и Челябинской областях.

В 11 регионах в утверждены некоторые типовые формы: Республика Мордовия, Чувашская Республика, Липецкая область, Краснодарский край, Волгоградская и Ульяновская области, Удмуртская Республика, Московская и Свердловская области,Ростовская область, Челябинская область.

Как отмечают эксперты, ни в одном регионе на данном этапе развития ОРВ нет формы заключения об оценке целесообразности изменения государственного регулирования или другого документа по результатам предварительной ОРВ: дальше всего в этом направлении продвинулась Московская область, чья нормативно-правовая база проведения ОРВ включает требования к содержанию заключения об оценке целесообразности изменения государственного регулирования.

По результатам исследования, число регионов, где проводится оценка относительно невелико – 9 субъектов РФ (без учета экспериментов). Во-вторых, в этой группе в большинстве случаев оценка проводится с начала 2013 года и прошло незначительное время, чтобы делать детализированные выводы. Поэтому в текущем раунде эксперты приняли решение присваивать дополнительные 4 балла любому региону, в котором началось проведение ОРВ за исключением тех, которые остановились на 1-2 оценках (им по 2 балла), и дополнительные 2 балла регионам, где были проведены предварительные эксперименты, в не зависимости от количества проведенных оценок.

- Среди других количественных критериев, задействованных в рейтинге, предполагалось использование показателя «среднее количество участников публичных консультаций, и данный показатель, как представлялось, характеризовал бы широту проведения публичных консультаций, - говорит заместитель генерального директора НИСИПП Дмитрий Павлов. - Однако пришлось столкнуться с двумя сложностями. Некоторые регионы не публикуют сводную информацию, в том числе и потому, что публичные консультации не предусмотрены – соответственно для таких регионов показатель не считаем. Но самое главное мы пока не знаем, как относится к ситуации, когда участников консультаций не много, но они представляют крупнейшие организации бизнеса в регионе, например, региональную ТПП, отделения Опоры, Деловой России, РСПП. Формирование показателей, характеризующих широту привлечения общественности к обсуждению проектов актов, мы решили оставить на следующий раунд мониторинга, так как простых решений в данном вопросе, по-видимому, не бывает. Очень надеемся на совместную работу с указанной четверкой по определению параметров эффективности проведения публичных консультаций, как самых главных их участников.

Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости