Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

НИСИПП: «Живой интерес общественности вызвало развитие СРО, на подходе первый мониторинг оценки регулирующего воздействия»

Как мы уже сообщали, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства c 2009 года провел 5 раундов мониторинга развития СРО в регионах России. Количество саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности за период проведения мониторинга значительно увеличилось и на данный момент членами СРО являются около 200 000 различных лиц.

Мониторинг вызвал большой интерес у представителей СМИ, за период исследования было отмечено свыше 200 публикаций. В качестве примеров, с некоторыми из них можно ознакомиться по этой ссылке

Количество публикации возросло в последнее время по итогам проведенных 4 и 5 раундов, особый интерес все более стали непосредственно проявлять СРО и их объединения. Последний факт также свидетельствует о развитии представительства СРО и сети Интернет, становлению их большей открытости. Однако этого не достаточно, на что указал уже нынешний действующий Президент, поручив Правительству обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации, подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за неисполнение предусмотренных требований.

В центральной прессе развитие СРО обсуждается постоянно, также имеется много отзывов по этой теме. И данный интерес вполне объективен, особенно учитывая, что на пути становления данного института в нашей стране встретилось много проблем, но при этом является государственным приоритетом.

По словам экс-президента Д.А. Медведева, должны быть сферы, которые государство должно контролировать, но значительно большее количество сфер жизни должно регулироваться другими способами – путем саморегулирования. Власть должна смелее расставаться со своими полномочиями, передавая их гражданскому обществу и бизнесу. «В принципе, по-хорошему, государственным курсом должна стать замена государственного регулирования на активную деятельность саморегулируемых организаций. Правда, это не везде и не во всех организациях можно, но там, где можно, это делать необходимо», заявил он.

Развитию СРО уделяется большое внимание в рамках административной реформы. СРО, их объединения, при этом могут брать на себя роль в качестве одной из баз для публичного обсуждения действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов, развивая, таким образом, и институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), который также установлен в качестве приоритетных мер совершенствования государственного управления.

НИСИПП всеми силами поддерживает такое развитие и призывает активнее участвовать в процессе формирования самого института ОРВ и откликаться на просьбы органов власти, когда они собирают мнение о влиянии разрабатываемых актов на предпринимательство.

- Пока данная ситуация далека от совершенства, но есть все шансы изменить ее к лучшему, учитывая значительный рост саморегулируемых организаций в стране за последнее время, - говорит Олег Шестоперов , заместитель генерального директора НИСИПП. - Что немаловажно, по нашим оценкам на начало 2012 года удалось предотвратить принятие актов, накладывающих издержки на свыше 1 млрд руб. Сам институт ОРВ развивается всего год и то в рамках небольшого профильного Департамента Минэкономразвития России, и данная сумма пока не велика, тем более для отраслей, где СРО развивается активно и обороты большие, например, в строительной сфере.

По словам эксперта, общими усилиями в дальнейшем эту незначительную, казалось бы, сумму можно увеличить в разы, а лучше на порядки, если стараться подключаться и работать с соответствующими уполномоченными органами в регионах и с федеральными ведомствами. На текущий момент Департаментом оценки регулирующего воздействия соответствующая методическая база подготовлена, остается только "идти к властям и доубедить, что та или иная норма вводит дополнительные издержки".

«Любой депутат или чиновник исполнительной власти задумается лишний раз, когда ему покажут заключения, в котором непосредственно в денежном выражении даны издержки, накладываемые действующим или планируемым нормативным правовым актом и в наглядной, короткой форме, но с приложением обоснования и данных, собранных по широкому перечню респондентов», - уверен эксперт.

Региональные и муниципальные власти, как показывает анализ НИСИПП, занимаются ОРВ только в единичных случаях. Между тем представляется, что этот инструмент более эффективен, чем простое проведение мониторинга административных барьеров или государственных услуг.

Следует также отметить, что НИСИПП в самое ближайшее время подготовит первый мониторинг развития ОРВ в регионах, который собирается проводить на постоянной основе.

Пока проведен первичный анализ по нормативной правовой базе регионов. И уже сейчас ясно, что данной проблемой занимаются только небольшое число регионов, несмотря на установленные как бывшим, так и нынешним Президентом России приоритеты в данной части. (См. в частности Указ В. Путина от 7 мая 2012г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», http://kremlin.ru/acts/15239#sel=3:1,7:20).

Справедливости ради, следует сказать, что отстают и органы федеральной власти. В этой связи данным Указом предписано установить обязательный для федеральных органов исполнительной власти порядок, предусматривающий проведение ими оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их публичного обсуждения на всех стадиях подготовки указанных проектов. Следует надеяться, что система ОРВ в нашей стране перейдет на новый этап, сему могут и должны способствовать СРО, поскольку положительный эффект может быть обоюдным.

Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости