Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Малый бизнес и результативность государственной поддержки

По итогам 2009 года сектор малого бизнеса оказался в состоянии стагнации, что было вызвано кризисными явлениями в экономике. Попытки государства нивелировать воздействие финансово-экономического кризиса принесли весьма ограниченные результаты. Так, за исключением численности предприятий, основные показатели развития сектора малого бизнеса характеризовались негативной динамикой. При этом если численность занятых на малых предприятиях снизилась сравнительно несущественно (на 1,1%), то объемы оборота и инвестиций в основной капитал уменьшились весьма заметно (на 17% и 32,6% соответственно). Об этом говорится в аналитическом докладе «Малый бизнес и государственная поддержка», подготовленном экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Эксперты отмечают, что в 2009 году Правительством был реализован ряд инициатив в сферах, к которым особо чувствительны малые предприятия. В целом можно говорить о положительных тенденциях в сфере регулирования деятельности сектора. В то же время размер издержек малого бизнеса на преодоление административных барьеров продолжает оставаться весьма существенным.

Результативность региональных систем поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса оказалась довольно низкой. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что ключевые факторы, определяющие развитие малого бизнеса заключаются в характеристиках институциональной среды. В такой ситуации ориентация на ручное управление и нивелирование институциональных проблем за счет прямых вливаний средств поддержки в сектор объективно не может принести долгосрочных устойчивых результатов.

На федеральном уровне государственная политика в условиях кризиса дала явный крен в сторону стимулирования создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку старт-апов, оператором которой выступило Министерство здравоохранения и социального развития России. К сожалению, как показывает практика, из подобных старт-апов, образованных при финансовом содействии государства, крайне редко вырастают жизнеспособные компании со значимым экономическим потенциалом. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что антикризисные меры, направленные на стимулирование сектора микро-предпринимательства смогли принести весьма ограниченные результаты, выразившиеся главным образом в росте числа предприятий.

Несколько более результативными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Так, в частности, можно говорить о наличии сравнительно значимых связей между динамикой числа малых предприятий в регионах и объемами поддержки, выделяемой МЭР в виде ежегодных субсидий.

Наиболее результативными по мнению экспертов НИСИПП являются программы, реализуемые «Российским банком развития». Статистический анализ демонстрирует достаточно существенную связь между объемами финансирования региональных программ кредитования МСП. Кроме того, как отмечают эксперты, характер поддержки, которую оказывает «РосБР» наиболее перспективен, так как средства выделяются на возвратной основе. Такой механизм не влечет характерных для субсидий негативных последствий в виде искажающего влияния на конкурентную среду и создания иждивенческих эффектов для предпринимателей.

Полную версию информационно-аналитического доклада "Малый бизнес и государственная поддержка сектора" можно посмотреть по адресу

Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости