Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проблемы доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства начинает серию публикаций, посвященных возможным решениям накопленных противоречий и проблем в сфере законодательства о государственном и муниципальном заказе.

Первая публикация посвящена вопросам поддержки малого бизнеса с помощью государственных и муниципальных заказов.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с указанной статьей государственные и муниципальные заказчики обязаны от 10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. Указанная квота контрактов не применяется в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства.

Необходимо отметить, что обязанность размещения определенной доли заказов у субъектов малого предпринимательства была распространена на муниципальных заказчиков лишь в 2009 году.

Этой же статьей регулируются начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа. Ранее эта цена варьировалась в пределах от 2 (в случае оказания услуг) до 3 млн. рублей (в случае поставки товаров, выполнения работ). С 2009 года Постановлением Правительства РФ размер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз с 3 млн. до 15 млн. рублей. Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. В 2009 году данный перечень был существенно расширен, в него был включен широкий перечень дополнительных позиций.

Кризисные явления в экономике России стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в государственных закупках. Государственный заказ на всех уровнях власти был назван одной из приоритетных антикризисных мер поддержки предпринимательского сектора. В связи с этим значительно расширились объемы заказов, предназначенные для размещения у субъектов малого предпринимательства. Как следствие, в 2009 году количество субъектов малого предпринимательства, участвующих в государственных и муниципальных закупках, увеличилось многократно.

Тем не менее, отмечают эксперты НИСИПП, несмотря на отмеченные благоприятные тенденции в части поддержки малого предпринимательства посредством государственного и муниципального заказа, существуют вопросы, которые на данный момент остаются без ответа. Вот некоторые из них:

  1. Отсутствие эффективного контроля над выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства.
  2. Вопрос статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе.
  3. Сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства.
  4. Недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства.
  5. Низкая доступность информации о государственных и муниципальных закупках.
  6. Невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу.

Эксперты НИСИПП предлагают ряд мер, направленных на решение названных проблем и улучшение доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам. С предлагаемыми мерами, а также с текстом аналитической записки можно ознакомиться на Интернет-сайте Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости