Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Александр Пироженко, директор по развитию партнерской сети Агентство стратегических инициатив: О стратегии, форматах и перспективах работы Агентства стратегических инициатив

Выступление на 6-м Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП»1

Публикуется с сокращениями.

Я хотел рассказать немного об Агентстве стратегических инициатив.
Мы сейчас активно работаем над стратегией агентства, над форматами работы, над ее перспективами. И буквально 20-го числа у нас будет первое заседание Совета, на которое будут вынесены документами, определяющие принцип нашей работы.

Агентство стратегических инициатив занимается тремя главными вопросами: это бизнес-проекты, социальные проекты и образовательные проекты.

Первое – бизнес-проекты. Под проектами мы понимаем классический бизнес-проект, который предложен уже состоявшимся предпринимателем. То есть мы хотим, чтобы с проектом к нам обращались люди, уже продемонстрировавшие свою состоятельность, имеющие определенный опыт успешной реализации бизнес-проектов.

Если речь идет о проектах в социальной сфере, то мы отдаем предпочтение людям, которые, помимо всего прочего, точно готовы софинансировать предложенный ими проект.

Еще одно наше направление – это инициатива по внесению изменений в нормативно-правовую базу. То есть речь идет о предложениях, способных изменить то, что мешает нам заниматься цивилизованной деятельностью во всех трех названных сферах. Таких инициатив достаточно много, и мы хотим задать дальнейшие параметры работы с ними. Сейчас на сайте АСИ уже более двух тысяч проектов. Увы, среди них есть просто замечательные, например, связанные с «коксопомидорами». То есть «разные проекты» - скажем мягко. Реально же Агентство может рассматривать очень немногие из них.

То же самое касается инициатив. Для нас важно, чтобы эта инициатива была не только предложена достаточно квалифицированным человеком. Надо, чтобы эту инициативу еще и поддерживало определенное количество людей. Поэтому мы в процессе работы Агентства будем устраивать голосования за те или иные инициативы.

Каким образом работает Агентство? Во-первых, будет установлен некий фильтр, пропускающий только те проекты или инициативы, которые отвечают уже названным условиям. Это делается затем, чтобы не терять время на рассмотрение явно не подходящих нам проектов.
Соответственно, мы подготовим специальную форму, содержащую требования к проектам и инициативам, которую надо будет заполнить. Также проект или инициатива попадает в аппарат АСИ, где не принимают никаких решений, а все проверяется на соответствие названным требованиям. Мы понимаем, что инициатива, в отличие от бизнес-проекта, должна быть очень четко сформулирована, а люди, выдвинувшие ее, не всегда могут это сделать.

Поэтому с инициативами должна проводиться отдельная экспертная работа. Это – одна из функций, которыми должен заниматься аппарат.
Затем проект попадает в экспертный совет, который независим от сотрудников АСИ. В него входят эксперты в разных отраслях. В этом совете будет сформировано пять групп в зависимости от тематики, которой они занимаются. Я все эти тематики сейчас не назову, но понятно, что среди них – социалка и образование.
Экспертный совет принимает решение в рамках какой-то группы в зависимости от того, к какому направлению относится конкретная инициатива. В каждой такой группе 5 – 7 экспертов, которые будут принимать решение, рекомендовать к рассмотрению данный проект или инициативу на Наблюдательном совете. В случае, если они рекомендуют это, Наблюдательный совет под руководством премьер-министра Путина его рассматривает. Если Наблюдательный совет принимает проект, то мы его финансируем. Если речь идет об инициативе, до дается поручение, фактически это – поручение правительству, министерствам и ведомствам, о подготовке и внесении соответствующих поправок в нормативную базу. Такова схема работы АСИ.

Теперь о том, что касается работы с регионами. Я занимаюсь вопросами регионального развития и партнерства. Что главное в этой работе, какова наша главная задача?
Основная задача – создать условия для улучшения бизнес-климата в регионах. Каким образом мы собираемся это сделать? У нас есть поручение от Владимира Владимировича Путина подготовить стандарт взаимодействия с региональными властями и бизнесом в целях улучшения инвестиционного климата. Этот стандарт уже разрабатывается совместно со специалистами «Деловой России». Если вы знаете, «Деловая Россия» разработала программу улучшения делового климата, обсуждение которой проходило в течение целого года в экспертном сообществе с представителями бизнеса и региональными властями. Мы хотим переформатировать этот документ из программы (а программа – это, по сути, пожелания) в конкретные нормы того, что считается правильным и что должно быть распространено в регионах, чтобы бизнесу там жилось хорошо.
Мы переосмыслим уже подготовленную программу, и на ее основе будет сделан стандарт. Для этого, разумеется, необходимо провести целый ряд обсуждений, обговорить все еще раз с региональными властями, но в конце этого года стандарт АСИ обязательно должно подготовить и обсудить на своем Консультативном совете.
В стандарте будут прописаны, помимо всего прочего, создание некоего коллегиального органа, куда входят предприниматели, представители региональной власти и эксперты. То есть мы хотим претворить в жизнь идею общественной структуры – консультативного совета при губернаторах. Такой совет, как правило, собирается раз в полгода, самое частое – раз в квартал, и на нем обсуждаются насущные вопросы местного бизнеса. Причем создавать их будут только те регионы, которые этого сами захотят.
Мы хотели бы написать правила для этих советов. Чтобы в их состав входили предприниматели, причем не только приближенные к региональным властям, а те, что занимаются реальным бизнесом независимо ни от чего. Наша задача – привести этих людей к диалогу с властью. Есть люди, которые могут делать дело и делают его. Нам не хочется, чтобы эти люди работали в некоей параллельной реальности. Есть нормальный бизнес – не олигархи, а обычные предприниматели, которые занимаются созданием рабочих мест без какого-либо административного ресурса. И таких предпринимателей у нас очень много. И есть власть, которая живет по другим законам. Мы хотим, чтобы на региональном уровне эти две системы нашли точки соприкосновения, чтобы они стали друг друга понимать. И это – одна из основных наших задач. Но мы понимаем, что просто так никто ничего делать не будет.
Представители власти встретятся с бизнесом, послушают их, скажут: спасибо большое, до свидания.
Поэтому мы разрабатываем наш стандарт. Он должен обеспечить прозрачную и понятную методологию, понятную и для региональных властей, и для предпринимателей, и для общественных объединений. Она будет простая, она будет оценивать соответствие реальной практики регионов нашим задачам. И мы сможем реально оценивать происходящие там процессы.

Нужно, разумеется, отметить, что все, о чем я сейчас говорил, на сегодняшний день находится в стадии проработки.

Последнее, о чем я хотел сказать, сейчас мы создаем партнерскую сеть.
Что это такое?
У нас будет два вида взаимоотношений с партнерами. Первый – это записанные у нас организации (это могут быть те самые советы, на основе которых мы будем создавать себе опору в регионах). Может быть, туда будут привлекаться и другие люди и компании, чтобы работа наших партнеров была наиболее эффективна. К тому же для нас важно, чтобы наши партнеры были достаточно независимы от региональной власти. И, разумеется, такие организации – партнеры будут создаваться только в тех регионах, где власть и бизнес хотят разговаривать друг с другом. Среди таких регионов я отметил бы Татарстан, Свердловскую область, и есть еще целый ряд таких областей. Называться эта программа будет «Партнерская сеть России». Сейчас она находится в стадии формирования, но уже прописано несколько статусов партнера. Это на уровне региона фирмы – партнеры. И мы надеемся, что такая сеть станет инструментом для улучшения регионального бизнес-климата.
Разумеется, каждому из наших партнеров мы будем оказывать разные виды поддержки. Это могут быть экспертизы ведущих консалтинговых компаний, продвижение проектов, рассмотренных на уровне регионов в федеральную сеть развития.
Надо сказать, что АСИ – не институт развития. У нас не будет больших ресурсов, чтобы финансово поддерживать какие-то нужные проекты. К тому же в стране и без нас 24 института развития. И я вижу, что далеко не все сидящие в зале предприниматели знают об этом. Наша задача – заточить работу уже существующих институтов развития под требования бизнеса. Создать для него, пусть не сразу, а постепенно комфортные условия существования. Мы должны быть координатором. Вот основная работа АСИ.

Материал подготовил Владимир Володин


1 Бизнес-форум «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Контроль (надзор), административные барьеры. Оценка регулирующего воздействия на сектор МСП» проводился 29 - 30 сентября 2011 в Москве.
Организатор: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)
Соорганизатор: Международный Центр Конференций «ONconference»
При поддержке общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Генеральный информационный партнёр ИА REX

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости