Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Аркадий Дворкович рассказал об изменениях в экономической политике

У помощника российского президента Аркадия Дворковича необычные для чиновника такого ранга взгляды. Он выступает за ослабление государственного контроля за бизнесом, снижение налоговой нагрузки, повышение роли малого бизнеса и даже публично призывал освободить Михаила Ходорковского.

Либеральные взгляды не мешают Дворковичу оказывать влияние на экономическую политику в стране. При этом после мартовских выборов он, с большой долей вероятности, окажется на одной из ключевых должностей в будущем российском правительстве.

Тем интереснее услышать взгляд чиновника на текущую экономическую ситуацию в России и мире. Сегодня мы публикуем выступление г-на Дворковича и его ответы на вопросы журналистов на конференции Альфа-банка "Российский банковский сектор: возможности и угрозы в новой реальности", прошедшей в конце октября в Москве. Газета "Ваше дело" была приглашена на конференцию как одно из ведущих региональных деловых изданий в России.

Пять лет застоя

— Какие у меня личные прогнозы относительно мировой экономики? Думаю, решения по спасению отдельных стран будут приняты, а средства по разным каналам выделены. Это в какой-то степени успокоит финансовые рынки. Но чего точно не произойдет — это того, о чем долго говорили большевики, а теперь Международный валютный фонд. Они прогнозировали, что мы можем выйти на траекторию стабильного развития и роста мировой экономики в 3–4%.

Этого ожидать бессмысленно. Скорее всего, нас ожидает длительный период медленного роста мировой экономики. Возможно, на 1–2% в течение пяти – семи лет. Для нас это чревато низким спросом на российские товары, в том числе и сырьевые. Если ничего не делать, мы можем получить низкие темпы роста российской экономики в целом. И, очевидно, это скажется на всех показателях: бюджетной политике, доходах населения, социальном развитии и финансовом секторе.

То есть нас ждет не кризис, а период медленного роста. Это неприятно. Но это не значит, что для России ничего нельзя сделать. У нас есть потенциал, связанный с расширением пространства для деловой инициативы малого и среднего бизнеса и вложениями государства в инфраструктуру, что простимулирует спрос для крупных компаний.

Для средних компаний речь идет, прежде всего, о высвобождении энергии на создание возможностей для более свободного приложения предпринимательской инициативы. На днях Россия поднялась на четыре места в мировом рейтинге легкости ведения бизнеса. Я хотел написать об этом в Твиттере. Но посмотрел, между кем мы находимся (Россия оказалась на 120-м месте, рядом с ней — Никарагуа, Бангладеш, Уганда. — Прим. ред.), и понял, что особо рекламировать пока нечего. Особенно на фоне Белоруссии, которая поднялась в этом рейтинге на 40 позиций. Я не знаю, какой бизнес можно делать в Белоруссии, если он не связан с государством. У нас есть все шансы избежать плохого сценария, если мы не на бумаге поднимемся в рейтинге, а реально по всем составляющим, которые мешают сегодня бизнесу.

Состояние российской экономики я оцениваю как неплохое. Мы восстановились по всем показателям после кризиса, по некоторым продвинулись. Но период восстановительного роста прошел. И чтобы рассчитывать на развитие России без роста мировой экономики, нам нужно делать намного больше, чем сейчас.

Нужна обратная связь

— Сейчас предлагается много конкретных изменений, в том числе тех, что касаются налогообложения. Но все это не главное. Самое важное — изменится ли отношение руководителей органов власти на всех уровнях. К сожалению, большинство из нас сориентировано на процесс, а не результат. Нет понимания того, что работу нужно строить по-другому. Сможем ли мы поменять эту установку? Думаю, это возможно. Но для этого нужно сильно обновить кадровой состав правительства, программные документы и методы работы. Прежде всего, те, которые касаются обратной связи.

У чиновников должно быть желание работать не над обществом, а внутри него. Если мы не найдем этот механизм, то нас ждет очень тяжелый период. Ничего другого более важного, кроме изменения мотивации, сейчас не вижу. У нас неплохие законы, неплохая система регулирования в целом. Но любой хороший инструмент, когда применяется неправильно, может быть вреден.

Торговля должна платить больше

— Сейчас одним из наиболее острых вопросов является бюджетная политика, из-за которой в том числе перестал работать министр финансов Алексей Кудрин. Много разговоров о том, что нужно делать: снижать расходы, повышать налоги? Как сделать так, чтобы у нас была устойчивая финансовая ситуация?

С моей точки зрения, мы серьезно недооцениваем потенциал стабилизации бюджетной ситуации за счет улучшения налогового администрирования и повышения эффективности бюджетных расходов без каких-либо радикальных изменений в уровне налоговых ставок. Даже при нынешней налоговой системе потенциал получения дополнительных доходов составляет сотни миллиардов рублей в течение нескольких лет. Это позволит безо всякого повышения налоговых ставок добиться сбалансированной бюджетной ситуации.

Я считаю, что этого можно достичь примерно за пять лет. Речь о том, что у нас в крупных секторах экономики налоги платят не очень хорошо. И даже при нынешних ставках можно сделать так, чтобы доходы бюджетов стали больше.

Возьмем торговлю. В этом секторе очень много недоплаченных налогов. Справедливо платят только крупные сети, которые действуют легально, которые вышли на рынок с акциями. Все конкуренты крупных сетей платят в разы меньше на единицу проданной продукции. Это, конечно, удобно — люди могут зарабатывать, но для государства это полностью "серая" сфера.

То же самое касается строительства. В каждом регионе есть компании, которые не платят даже те небольшие налоги, которые есть сейчас. Поэтому не нужно повышать налоговую нагрузку. Наоборот, ее можно было бы снизить и получить большие доходы. Если в сфере налогового администрирования навести порядок, то, по нашим оценкам, можно собрать дополнительные 300 млрд. рублей. Но повышение налогов нам не нужно — это бессмысленное занятие.

Децентрализация уже началась

— Многое зависит от того, насколько успешно мы реализуем еще одну инициативу президента, которая касается децентрализации полномочий. Тут все тоже упирается в мотивацию. Я уже не раз говорил, что у нас большинство решений принимается на центральном уровне, здесь же замкнуты основные финансовые потоки. Более того, если говорить в целом об экономике, то большая часть финансовых решений завязана буквально на два-три десятка корпораций различных форм собственности, а значит, на два-три десятка руководителей. В такой большой стране принятие всех решений таким малым количеством людей является признаком огромной неэффективности.

Децентрализация принятия решений — это приоритет, которым надо заниматься сейчас, и прогресса мы должны добиться уже за ближайшие несколько месяцев. Если мы этого не сделаем, то дальше будем просто плодить неэффективность. Очень жалко терять время и бесценные ресурсы, которые у нас есть.

— Вы говорили о большом правительстве и сказали, что есть желание работать в обществе, а не над обществом. То есть у действующего правительства такого желания нет?

— Я имел в виду, что есть сложившиеся десятилетиями стили работы и менять их непросто. У нас всегда и сейчас до сих пор люди ближе к понятию сакральности власти: мы от нее далеко, поэтому надо ее ругать.

Власть тоже должна меняться. Речь не о том, что кто-то не хочет этого делать. Нужно пересилить себя, переиначить. То же самое, кстати, происходит не только в России — посмотрите на демонстрации в Нью-Йорке, Лондоне, Париже. Или что случилось в Берлине, где "Партия пиратов" набрала 8%.

То, что происходит в мире, означает, что власть оторвана от настроений в обществе. И если уже сейчас не удастся найти механизм обратной связи, то нынешние мировые лидеры просто потеряют свою власть.

О чем еще рассказал Дворкович
О выборах

— Проблема в том, что происходит в целом с бюджетной политикой. Здесь с тем же Кудриным я был согласен: мы должны осознавать некий предел, а внутри него выбирать приоритеты. Другой вопрос, что не всегда есть согласие, где же предел расходов. По социальным расходам все решения были приняты еще несколько месяцев назад, и новых крупных решений здесь нет. Поэтому выборы никак не влияют на эту ситуацию. Они скорее влияют на то, как чиновники разного уровня относятся к приоритетам работы, где больший акцент делается на социальную сферу.

О кадрах

— Чтобы добиться результата, нужно обновлять состав правительства, других органов власти. Это процесс не одного дня и не одного месяца. Он уже идет, но пока еще новое поколение управленцев не получило власти.

Это не значит, что старшее поколение хуже. Но должны приниматься решения, которые приведут в систему управления более эффективных людей, которые в этой жизни чего-то смогли добиться самостоятельно. Многие за последние 20 лет чего-то добились и готовы прийти в органы управления. Точнее, часть из них. У них уже другая мотивация — они ориентированы на результат. У них нет желания подзаработать, а есть цель изменить ситуацию к лучшему. Это я вижу по многим людям, в том числе и в регионах. Этих людей можно привлекать в самых разных ипостасях — от непосредственных руководителей до экспертов.

Что мы знаем о Дворковиче

Аркадий Владимирович Дворкович родился 26 марта 1972 года в Москве. Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1994 год), Российскую экономическую школу с дипломом магистра экономики, университет Дьюка (Северная Каролина, США) с дипломом магистра экономики (1997 год). С 1994 по 2004 год — эксперт и сотрудник различных федеральных ведомств. С апреля 2004 года — начальник экспертного управления президента РФ. С 13 мая 2008 года и по сегодняшний день — помощник президента РФ.

Женат, воспитывает двоих сыновей.

Источник: http://altapress.ru/story/75040

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости