Источник - "i-business.ru" - Национальная деловая сеть
Начало господдержке экспортно-ориентированных малых предприятий (в новой системе координат) положил 2005 год. Свежая для тех времен команда задумала сделать поддержку не такой, каковой она была в 1990-х годах, а «лучше, выше, быстрее...». А получилось – просто денежнее (нарастающим итогом).
В 2005 году профильный департамент МЭР, отвечающий за развитие сектора, оценивал долю экспортно-ориентированных МП в 2% от общего количества «малышей». В сегодняшних реалиях мало кто рискнет дать обобщенную и приближенную к действительности оценку, поскольку с 2008 года законодательно изменился сам объект «малого предпринимательства, а к малому прибавился еще и сектор среднего.
В 2010-м году во второй версии Проектной карты МСП, подготовленной профильным департаментом МЭР, оценивалось только количество МСП-экспортеров (в единицах), уже получивших или получащих в будущем за счет средств федерального бюджета:
Однако, в этом году о проектной карте все забыли (слишком далека она оказалась от действительности). Жизнь быстро поменялась...
Если с 2005 по 2009 годы на такую поддержку бюджеты всех уровней выложили всего-навсего 391,6 млн.рублей (поддержаны 575 компаний-экспортеров в 36 субъектах), то уже в 2010-м только федеральный бюджет раскошелился на 2 млрд. рублей (на эти деньги поддержать собрались уже 2000 МСП). Прежний директор профильного департамента МЭР А.Шаров в прошлом году охарактеризовал эти 38 регионов, куда были направлены миллиардные средства, как те, кому «действительно повезло», поскольку субъектам РФ своими деньгами особо напрягаться не пришлось: пропорция софинансирования расходного обязательства – всего 5 к 95 – посчитать несложно, сколько «накинули» региональные бюджеты.
Помимо прочего, в комплексе мероприятий поддержки МСП-экспортеров с 2010 года предусматривалось создание и развитие региональных «центров координации» их поддержки, основными направлениями деятельности которых должны были стать: проведение маркетинговых исследований, подготовка обзоров зарубежных рынков, продвижение информации о компании за рубежом, организация встреч и переговоров с иностранными партнерами, оказание помощи в стандартизации и сертификации продукции на экспорт, заключение экспортных контрактов.
Между тем деньги были выделены только в 4 квартале 2010-го, поэтому до предприятий они стали доходить только в этом году. Неформализованные интервью свидетельствовали, что в 2008-2009 годах сплошь и рядом практиковалось следующее: еще до реального получения средств регионы должны были отчитаться в профильный департамент МЭР об успехах: как деньги потрачены и какой положительный эффект от этого приключился. Вполне возможно, что в прошлом году регионам этого делать уже не пришлось, поскольку на официальном Федеральном портале малого предпринимательства данные в части «количества экспортно-ориентированных субъектов МСП» отсутствуют по всем регионам, кроме Вологодской области:
Поскольку статистика, предоставляемая Федеральным порталом более чем мутная, мы можем лишь интерпретировать ее в меру нашего понимания («в меру своей испорченности», как сказали бы ранее). Речь, видимо, идет не об общем количестве экспортно-ориентированных МСП в регионе (хотя табличка и не дает такой однозначной интерпретации), а только о количестве «поддержанных». Хотя не исключено, что эти количества могут быть полностью эквивалентны друг другу. Так вот даже в одной-единственной области, по которой есть официальная информация на Федеральном портале, плановые показатели были весьма «скупыми в желаньях» – 10 (ФБ – видимо, имеется виду число МСП, которые должны получить субсидии из средств федерального бюджета) плюс 4 (РБ – речь, по всей видимости, идет уже о региональном). По факту же, если верить этому официальному источнику, все равно оказалось ноль и там, и тут.
В 2011 году среди регионов, как обычно, вновь прошли конкурсы на выделение субсидий региональным бюджетам на «поддержку» МСП. В мандате финансируемых мероприятий были и гранты начинающим экспортерам.
Поскольку понятие «грант» и механизмы их предоставления в российском законодательстве юридически не проработаны, по сути речь идет о не более чем 500-тысячных (в рублях) субсидиях («в одни руки») на частичную компенсацию части затрат по первой внешнеторговой поставке. Это сертификация и регистрация продукции и товарного знака за рубежом, брендинг, содержание представительства (офис, склад, торговая точка), обучение специалистов за пределами страны, привлечение зарубежных специалистов на отечественное производство (тут вообще простор для предпринимательской фантазии), участие в деловых миссиях, ярмарочных, конгрессных мероприятиях, зарубежных выставках (регистрационный взнос, аренда площадей, изготовление стендов, раздаточных материалов).
Декларации профильного департамента минэкономразвития, как видим, выглядят красиво. Но никакой информацией о результатах кроме тех, что деньги выделены и все сестры получили по серьгам, экспертное сообщество не располагает.
2010 год был беспрецедентно хлебный на орошение «экспортной ориентации» сектора МСП. Однако не только по нему, но и по более ранним периодам общество и эксперты не знают, какими были занятость, обороты (выручка), инвестиции, объемы налоговых отчислений и т.д. у всего экспортно-ориентированного сектора МСП. Например, с 2005 по 2009 годы.
Общество и эксперты не знают, каковы были значения этих показателей не просто у тех, кого поддержали, но у всех малых и средних экспортеров. Именно этот показатель всего круга малых экспортеров важно знать, чтобы понимать влияние фактора бюджетной поддержки.
Нельзя эти значения отслеживать только по тому кругу МСП, кто поддержку получал. Ведь в полку не только прибывает, но часто и убывает, а поддержка одних может стимулировать выбытие с экспортного рынка других (нарушаются условия конкуренции)... Впрочем, «макропоказателей» мы не знаем даже по тому кругу МСП, кто был поддержан (даже если такие цифры и есть, профильный департамент их не обнародует для независимого анализа и публичной оценки).
А не зная этого и не имея возможности оценивать результаты семилетней политики «поддержки», мы можем судить только о том, сколько денег «разбросано на ветер» под мутные, но бравурные заверения в эффективности и результативности их использования...