Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым
МОСКВА, январь 2010 года
- КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
РИСУНОК 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ МП НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 ИЮЛЯ 2008 Г И 1 ИЮЛЯ 2009 Г.
РИСУНОК 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ДОЛЕ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕЙ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2008 Г. И ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2009 Г.
РИСУНОК 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2008 Г. И ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2009 Г. С УЧЕТОМ СН, В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ
РИСУНОК 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ТЕМПАМ РОСТА/СОКРАЩЕНИЯ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2009 Г. ПО СРАВНЕНИЮ С ЯНВАРЕМ-ИЮНЕМ 2008 Г. С УЧЕТОМ ИПЦ
РИСУНОК 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2008 Г. И ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2009 Г. С УЧЕТОМ СН, В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ
ТАБЛИЦА 1. КОЛИЧЕСТВО МП НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 ИЮЛЯ 2008 Г. И 1 ИЮЛЯ 2009 Г. ПО РЕГИОНАМ РФ.
ТАБЛИЦА 2. СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ НА МП (БЕЗ УЧЕТА СОВМЕСТИТЕЛЕЙ И РАБОТАЮЩИХ ПО ДОГОВОРАМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА) В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2009 Г.
ТАБЛИЦА 3. ОБОРОТ МП В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2009 Г.
ТАБЛИЦА 4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МП В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2009 Г.
Предлагаемый доклад продолжает серию ежеквартальных докладов о различиях между регионами Российской Федерации в развитии малого предпринимательства, основанных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики. Подготовка докладов осуществляется автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») с 2002 года. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
В настоящий момент Федеральной службой государственной статистики осуществляется переход к новой системе статистического учета субъектов малого предпринимательства. В связи с этим ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.
Для оценки текущей ситуации в докладе используются следующие показатели:
- прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 июля 2008 г. по 1 июля 2009 г.;
- увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-июня 2009 г. по сравнению с январем-июнем 2008 г.;
- рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-июне 2009 г. по сравнению с январем-июнем 2008 г.;
- рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-июне 2009 г. по сравнению с январем-июнем 2008 г.;
Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен.