МОСКВА, декабрь 2008 года
Подготовлен А.М. Шестоперовым с участием Ю.А. Шевернева
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РИСУНОК 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ МП НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 АПРЕЛЯ 2008 Г.
РИСУНОК 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ДОЛЕ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕЙ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2008 Г.
РИСУНОК 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2008 Г. С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ (В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ)
РИСУНОК 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2008 Г. С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ (В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ)
ТАБЛИЦА 1. КОЛИЧЕСТВО МП НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 АПРЕЛЯ 2008 Г. ПО РЕГИОНАМ РФ.
ТАБЛИЦА 2. СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ НА МП (БЕЗ УЧЕТА СОВМЕСТИТЕЛЕЙ И РАБОТАЮЩИХ ПО ДОГОВОРАМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА) В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2008 Г.
ТАБЛИЦА 3. ОБОРОТ МП В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2008 Г.
ТАБЛИЦА 4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МП В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2008 Г.
Предлагаемый отчет продолжает серию ежеквартальных отчетов о различиях между регионами Российской Федерации в развитии малого предпринимательства, основанных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики. Подготовка ежеквартальных докладов осуществляется АНО «НИСИПП» с 2002 года.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
В соответствии с Федеральным законом к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответ-ствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменения коснулись также и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, не представляется возможным оценить динамику развития малого предпринимательства и сравнивать результаты деятельности малых предприятий в 2007 и 2008 годах.
Таким образом, данное исследование представляет интерес для определения текущей ситуации с учетом вступившего в силу Федерального закона и закладывает основу для последующего изучения динамики развития малого предпринимательства.
Ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в обзоре не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.
Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
- количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения;
- среднесписочная численность занятых на малых предприятиях;
- оборот малых предприятий;
- инвестиции в основной капитал.
Ввиду отсутствия полных данных не учитывалась Чеченская Республика.
Используемые сокращения: АО – автономный округ, МП – малые предприятия, СН – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности.