Regulation.gov.ru – единый портал (далее – портал) раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Портал организован в целях повышения информационной открытости деятельности ФОИВ и реализации конституционного права граждан, их объединений и организаций участвовать в управлении делами государства.
В рамках настоящего мониторинга внимание уделяется документам, размещаемым на третьем («Процедура ОРВ») и четвертом («Принятие акта») этапах оценки регулирующего воздействия на едином портале regulation.gov.ru1. При этом предполагается, что федеральные органы власти – разработчики проектов нормативных правовых актов (НПА) представляют в Минэкономразвития России тот же набор документов для составления заключения об ОРВ, который публикуется на портале.
В мониторинге внимание уделяется следующим аспектам.
- Количество участников публичных обсуждений текста проекта НПА.
В Мониторинге документов, размещаемых разработчиками проектов нормативных правовых актов на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения в рамках проведения оценки регулирующего воздействия (далее также – Мониторинг стадии 2), было выявлено, что среднее количество участников публичных обсуждений по уведомлениям является крайне низким, что может быть связано с малой информативностью публикуемых разработчиками уведомлений. В данном мониторинге рассматривается количество участников публичных обсуждений текстов проектов актов. - Наличие проектов, получивших заключения, по которым не было возможности просмотреть ряд документов (документы не открывались или по ссылкам открывались другие документы), наличие возможности в момент проведения мониторинга просмотра этих документов.
Данный пункт является важным, поскольку отсутствие ряда документов на портале приводит к снижению качества проводимой оценки. Так, отсутствие сводного отчета на этапе публикации текста проекта НПА лишает заинтересованные стороны возможности указать наличие положений, препятствующих ведению бизнеса. Отсутствие текста проекта акта приводит к невозможности проведения оценки потенциальных издержек бизнеса заинтересованными сторонами (особенно с учетом того факта, что уведомления, публикуемые на стадии принятия решения о целесообразности введения регулирования, являются малоинформативными). - Наличие различий между сводным отчетом, вывешенным на стадии публикации текста проекта акта, и финальной версией сводного отчета (доработанного с учетом результатов публичных консультаций). Рассматриваются только наиболее явные ошибки, для этого используется информация из Мониторинга документов, размещаемых разработчиками проектов нормативных правовых актов на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения в рамках проведения оценки регулирующего воздействия. При наличии различий отслеживается исправление ошибок: исправлены они полностью или частично.
- Характер заключения, принятого по проекту акта (положительное / отрицательное). А также информация о заключении об ОРВ: впервые или повторно проект акта отправлен на заключение в Минэкономразвития России. Согласно п. 30 Правил проведения ОРВ заключение подлежит размещению Минэкономразвития России на официальном сайте не позднее 3 рабочих дней со дня его подготовки. То есть на портале regulation.gov.ru должны быть представлены заключения, в которых указано, что проект акта был отправлен на доработку, если в итоговом заключении указано, что оно проводится повторно.
- Аргументация Минэкономразвития в заключении. Отрицательное заключение может быть получено в случае несоблюдения разработчиком процедур, предусмотренных Правилами проведения ОРВ; наличия несоответствия сводного отчета установленной форме (на данный момент форма сводного отчета установлена приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. № 290). А также, что самое важное, отрицательным заключение может быть при наличии в предлагаемом регулировании положений, накладывающих необоснованные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
1 О документах, размещаемых федеральными органами власти – разработчиками проектов нормативных правовых актов в целях проведения ОРВ на портале regulation.gov.ru, см.: Мониторинге документов, размещаемых разработчиками проектов нормативных правовых актов на порталеregulation.gov.ru для публичного обсуждения в рамках проведения оценки регулирующего воздействия (НИСИПП).