Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

В результате недавней авиакатастрофы погибли наши друзья и коллеги.
Для поддержки семей погибших публикуем номера банковских карт.

Банковская карта супруги Алексея Никитченко: 4622 3530 1913 3381
Карта ВТБ-24, Анна Никитченко.

Банковская карта супруги Евгения Ильинова: 4627 2914 7928 2832
Райффайзенбанк, Марьяна Зазулина.

Наши публикации

Системный подход: истоки и основные принципы.

Ведущие бизнес-аналитики иногда говорят, что системный подход совершил в управлении прорыв, сравнимый с изобретением колеса.

Конечно, это определенное преувеличение, но в целом они правы – системный подход действительно дает руководителю незаменимые рабочие инструменты.

Прежде, чем мы поговорим о том, как именно применяется системный подход в бизнесе, давайте разберемся, что же это вообще такое – системный подход.

В разные времена общими законами работы систем интересовались многие знаменитые математики, философы, социологи и экономисты, в том числе Готфрид Лейбниц, Анри Сен-Симон, Карл Маркс и Вильфредо Парето.

В тридцатые годы XX века австралийский биолог Людвиг фон Берталанфи начал разрабатывать системный подход к изучению биологических организмов, впоследствии распространив его на другие дисциплины и положив начало общей теории систем.

Вторая Мировая война вызвала интенсивное развитие новых научно-технических направлений. Молодые и перспективные дисциплины – кибернетика, системный анализ (США), исследование операций (Великобритания) и системотехника (СССР) впоследствии были использованы для обогащения и развития общей теории систем.

Как только основные принципы общей теории систем были сформулированы, они начали успешно применяться в самых разных сферах деятельности, в том числе и в управлении.

Практически сразу стало очевидно, что рассмотрение предприятия как системы взаимосвязанных элементов, включенной в другие иерархические системы, дает впечатляющие результаты.

Знаменитый физик Нильс Бор однажды дал следующее определение профессионала: «профессионал – это человек, умеющий в своей предметной области избегать грубых ошибок». Действительно, каждая грубая ошибка неизбежно отбрасывает назад, обесценивает труд нескольких недель, а то и месяцев – именно поэтому так ценится системное управление, сводящее вероятность грубой ошибки практически к нулю.

Еще одно несомненное преимущество системного управления – подход к субъекту управления как к системе позволяет одинаково эффективно управлять системами любой сложности, от малого бизнеса до запуска космических аппаратов (кстати, именно в период расцвета космической отрасли были успешно опробованы основные принципы системного подхода!).

Некоторые считают, что альтернатива системному подходу – ручное управление, но это не так: ручное управление может быть системным, а процессное управление, наоборот, может не быть системным – если руководитель не имеет навыков построения работающей системы.

Основная идея системного управления – подход к предприятию или любому другому субъекту управления как к системе связанных элементов, занимающей свое место в иерархии других систем. Система над которой работает команда – это Целевая система. Отличие современного системного подхода в том, что целевая система, в первую очередь, определяется той системой, в которой она используется, т.е. Использующейся системой. И соответственно необходимо уделять одинаковое внимание стейкхолдерам (заинтересованным сторонам) как своей целевой, так и использующейся системы.

А уже во вторую очередь, мы думаем классическим образом о системе, что у нее есть свои части (подсистемы) — множествоэлементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

И в третьих, мы не должны забывать, что у нашей целевой системы всегда есть Обеспечивающая система – это наша команда, которая специальным образом организована и оснащена необходимыми технологиями.

В круг повседневных задач системного менеджера входит:

  1. Работа со стейкхолдерами;
  2. Определение внутренних и внешних возможностей развития;
  3. Непрерывное улучшение выпускаемого продукта (товара или услуги);
  4. Работа с командой – формирование и внедрение междисциплинарного языка для общения специалистов из разных сфер;
  5. Общая системная организация работы на предприятии.

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости