Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Наши публикации

Что делать с желающими попроще? С ними — ничего не делать. Делать без них.

Чтобы взять сложность в 154 единицы, нужно освоить инструмент в 15.4 единицы.

Если твой потолок без инструмента 20 единиц, то разбирательство с инструментом будет на грани твоих возможностей. И ты взвоешь, и будешь просить «попроще». Тебе дадут инструмент в 7 единиц, ты будешь разбираться со сложностью 70 единиц и останешься крайне недоволен. Этот вопрос выхолащивающей простоты в обучении может иметь два ответа:
— популистский: проще можно, вы только должны постараться. Английский за три дня, а матан за два. Хотя нет, наоборот: английский за два дня (тут же думать не нужно, понимать не нужно!), матан за три (всё-таки это нужно думать, и не традиционные четыре семестра, потерпим!). И сделайте это весёлым, чтобы не скучно. Геймификация или что там ещё у вас с играми. Или дизайн-обучение, чтобы картинок побольше. Скрайбинг, только без формул.
— непопулярный: царских дорог в геометрию, английский, матан и прочие подобные дисциплины нет. Если уж приспичило — вам сюда. Так что, если можешь не осваивать — не осваивай. Мы ещё и экзамен сделаем, чтобы проверить, можешь ли не осваивать. На небесплатных курсах — к воде тебя подведут, вода за деньги. Но пей сам, заставить не можем. Кончился курс, воду убрали в шкаф, что выпил, то твоё — и гуляй.

При обсуждении тренинга системного лидерства возник вопрос про его сложность:
— заведомо понятно, что без хоть как-то беглого владения системным мышлением (хотя бы в объёме прохождения моего курса в ВУЗе или Школе системного мышления) материалом курса не овладеть. Тебе сразу объясняют понятие лидерства в терминологии системного подхода, потому как это в разы быстрее и точнее, чем «на пальцах».
— сам материал тренинга зубодробителен, а тренинг идёт два дня. Полдня про место системного лидерства в длинном ряду других практик работы с людьми предприятия, и ещё полдня на подпрактики самого лидерства. Второй день на утрясание материала, включая игровой кейс с карточками Essence (требуется выбирать между многочисленными возможными оргдействиями менеджмента и лидерства в условиях ограниченности ресурсов — прежде всего времени). Диаграммы, много англоязычного сленга, ссылки сразу на целые книги, а не на три-четыре цитаты из этих книг.

difficalties 1

Вопрос: а попроще нельзя? Ответ: а не пошли бы желающие простоты в современном лидерстве куда подальше? Если у тебя три человека, то можно и безо всего этого. А если у тебя требуется сорганизовать число людей побольше числа Данбара (https://ru.wikipedia.org/wiki/Число_Данбара), даже с учётом поправок на электронные средства общения — скажем, у вас в компании 500 человек? Можно ли пару дней порисовать картинки, как это сейчас модно, и вперёд — заниматься лидерством? Это неважно, что в солидных местах курсы лидерства не двухдневные, а шестинедельные и со вступительными экзаменами. Это неважно, что если ты не гений-самоучка (такие бывают, но что нам от этого?! смотреть на них, а потом на себя — только печаль), то как-то справляться с лидерством можно научиться лет за десять, если свезло. Это всё неважно. Важно, что «нам бы попроще, а то не поймут».

У Шперха обсуждают, что делать, если дети не хотят читать инструкций, а хотят всегда, чтобы преподаватель им показал. Наглядно, прямо вот сейчас — https://www.facebook.com/shperk/posts/10159523744685153. Это того же сорта проблема. Ага, RTFM.

В большинстве случаев инструкция
а) существует,
б) на ней просто не написано слово «инструкция», но зато есть какое-то другое слово (часто это «учебник», иногда какие-то статьи, иногда стандарты, иногда body of knowledge, очень разное всё),
в) таки реально не читают учебник/мануал и даже не смотрят видеоролики,
г) всё чаще и чаще встречаюсь с тем, что инструкцию как-то знают, но просто изо всех сил не применяют это знание к своей задаче — даже не догадываются, что надо, и пять раз переспрашивают, когда прямо говоришь, что применить нужно ровно вычитанное из мануала. «Вот прямо к моей задаче применить?! Вот так вот взять, и сделать, как там написано?!». Дьявол, а для чего оно там вообще написано?!

Ежели чего, то у меня прямо сейчас идут три учебных группы: две абсолютно взрослых и одна шестикурсников-магистров. Вот прямо всё это про них, а не только про школьников. Есть у меня и видео, и учебник, и задачник, и методички, и объяснения — нет, не читают, не решают, не применяют. Ну, не все сто процентов. Читают и применяют процентов 30 из группы, и у них после этого обычно серьезные сдвиги в их рабочем проекте. А остальные 70% реально не могут удержать внимание на прохождении а хоть и всего каких-нибудь трёх шагов по инструкции, начиная с нулевого «начать выполнять шаги по описанной процедуре». Неважно, мыслительные ли шаги, или что-то сделать руками.

Я вот реально не понимаю, что делать преподавателям в таких условиях. Я почти каждую фразу на занятиях могу начинать с RTFM, и буду при этом очень уместен и не чрезмерен.

Топикстартер (Лора Кравченко) пишет: «[в результате нечтения инструкций] Из 4х групп только одна работает результативно. И что с этим делать?».

Что делать? Я сам, пообщавшись сегодня с великовозрастными студентами (магистрами, многие из которых получают уже второе магистерское образование) потихоньку начинаю озверевать и склоняюсь к решению, что работать нужно с маленьким количеством людей, которые работают результативно. Остальным нужно пытаться помочь, но делать stop loss: ограничивать количество уходящего в них преподавательского ресурса.

Нужно чётко понимать, что против воли никого не выучишь. Учить тех, кто хочет и кто может учиться.

Есть божественные педагоги, у которых все хотят учиться, все читают инструкции, все потом их исполняют. Ну, нужно смириться, что мы тут все не гроссмейстеры, убрать гордыню и при общем стремлении научить сто процентов учеников и невозможности этой сотни процентов достичь — не отчаиваться, делать, что должно и будь, что будет.

У меня сын, с которым справляюсь только одним способом: показываю видеолекции. Из учебника материал он взять не в состоянии, вообще никак. А лекцию просто заставляю смотреть много-много раз, пока не услышит в ней ответ на свой вопрос и не решит поставленную задачу. И я отлично понимаю, что ни на одного учителя я надеяться не могу. В школе в классе 28 учеников, и там нет времени на объяснения, показы и индивидуальный подход. Времени хватает только на проведение многочисленных контрольных.

Гениям-ученикам хватает и намёков на обучение, они сами читают инструкции. Что делать всем остальным? Когда не-гений ученик встречается с не гением-преподавателем? Ничего не делать, серебряной пули в педагогике нет. Спасаем себя и небольшое количество тех, кого можем спасти с собой. Увы, всех спасти не получится.

Это всё продолжение линии «никто не хочет учиться играть на XYZ», про скрипку Энгельбарта.

Да, если не «попроще», то не соберёшь стадионы. Но стадион можно собрать только на попсу, и только на пару часов. Если речь идёт не о попсе, и не о паре часов, то людей будет мало. Но на изложенном «на пальцах» и «в картинках» материале сопромата самолёт не просчитаешь, тут нужно иметь хотя бы одного человека, владеющего материалом серьёзно. Тут стадиона учеников не нужно, нужно выучить одного.

И это не означает, что «нет, учиться этому массово не будут, рынка нет, так что не будем учить». Нет, тут по-другому: можешь не учить, не учи. Не можешь не учить — учи. Абсолютно симметрично с учениками. Так сказать, браки на небесах, хотя качественная служба знакомств тут явно не помешает.

И, конечно, нужно использовать все известные технологии упрощения обучения, весь мыслимый state-of-the art — чётко осознавая, что все эти технологии всё равно не позволят дать английский за три дня, матан за два дня, системное мышление не позволят освоить за день и системное лидерство превратить в подачу пары прописных истин в приятной геймифицированной компании в ходе скрайбинга между кофе-брейком и обедом. Царской дороги в геометрию нет, можно только говорить о подслащении пилюли. Ускорение обучения в шесть раз — это не полгода за три дня и попсово на пальцах, а полгода за месяц при интенсивных занятиях.

Автор — А.Левенчук, научный руководитель Школы системного менеджмента

Источник — https://ailev.livejournal.com/1385867.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social.

Обсуждение в фейсбуке.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости