Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Наши публикации

Физический и абстрактный миры.

Как человеку удалось стать самым развитым существом на планете?

Выделю такое объяснение, которое является одним из возможных. Человек победил за счет того, что жил большими группами и у людей была быстрая реакция на изменения в физическом мире.

Хомо сапиенс научился аккумулировать человеческую массу и направлять ее энергию на общее дело. От совместной охоты на крупных животных до космической программы.

Постоянный прогресс в количестве взаимодействующих людей и в скорости адаптации стал возможно за счет того, что люди научились общаться с помощью слов. На протяжении всей истории люди выдумали слова, чтобы описывать физический мир. Слова еще называют интеллектуальными понятиями, то есть указывается связь с интеллектом.




Слова позволили человеку взаимодействовать с незнакомыми людьми по всему миру. Люди выдумали буквы и алфавит, выдумали числа и много другое. И это всё мир абстракций. К миру абстракций относятся легенды и верования.

Придуманы даже такие сложные интеллектуальные понятия как религия или бог, которые не встречаются в физическом мире.

С помощью мира абстракций происходило и происходит сплочение людей для достижения общих целей. Не всегда, правда, позитивных. Но в итоге можно сказать, что люди сумели создать мир абстракций, чтобы лучше моделировать физический мир. Человеческая модель реальности оказалось лучше, чем у других животных. Поэтому люди сумели победить.

Разница миров животных и человека

Животные живут только в физическом мире. Если сказать обезьяне: дай банан, а после смерти обещаю лучшую жизнь, или за банан возьми 100 долларов, то обезьяна этого не поймет. Животное живет только в физическом мире, в «здесь и сейчас». В этом мире нет смерти и загробной жизни, тут даже зеленная бумажка сильна только потому что в нее верит человечество.

Люди умеют жить в обоих мирах – физическом и абстрактном. И даже научились легко между этими мирами ментально перемещаться.

В современном мире распространено мнение, что у каждого человека своя картина мира. Хотя неандерталец вряд ли уловил бы разницу между картиной мира американца и русского. И действительно, на интуитивном уровне все люди примерно одинаково моделируют мир. Дождь, снег и погодные явления, человеческие эмоции или угрозу современные люди понимают одинаково.




Над этим потрудилась эволюция. Назову эту связку физического и абстрактного мира – «интуитивной». То есть она вшита в нас, и мы об этом не задумываемся. Говорим словами, жонглируем понятиями, заговариваем собеседника, но если сказать, что само слово «стол» - это абстракция, то некоторым людям потребуются разъяснения. В физическом мире есть предмет, который люди назвали «стол». И мы даже об этом не задумываемся, на интуитивном уровне эта связка физического и абстрактного мира работает отлично.

Сложная связь абстрактного и физического мира

Логично предположить, что сначала появились слова, которые обозначали то, что есть в физическом мире. Например, лев, дерево, мальчик и т.п. Потом, вероятно, придумывались сложные интеллектуальные понятия. Например, счастье и любовь из их числа. Есть и более сложные интеллектуальные понятия – энергия, масса, ускорение. Апофеозом развития абстрактного мира стало то, что человек придумал теории, которыми можно описывать реальность, наш физический мир. Впоследствии сложные научные теории осуществили научную революцию, благодаря которой за несколько веков население увеличилось в 14 раз, а производство в 240 раз.

Современный человек в отличие от человека 19 века должен понимать сложную связку реальности и мира абстракций, которая определяется теориями. Еще теории буду называть методологиями, методами, практиками и т.п. Теории помогают с разных точек зрения описывать реальность, помогают человеку принимать решения. Но по-разному:

  1. Научные теории помогают моделировать физический мир. Сами научные теории относим к абстрактному миру. То есть это некие знания о мире. Их невозможно впрямую найти в физическом мире. Но можно увидеть учебник по физике или по психологии. Научные теории создаются в рамках научных и практических исследований.
  2. Существуют теории, которые помогают работать с абстрактным миром. В основном, эти теории предоставляют язык и средства для других теорий. Например, математика. Выделяю такой класс фундаментальных теорий. Поймете чуть позже почему.
  3. Особо хочу сказать о методах (практиках), которые помогают создавать физические системы. Такие как автомобиль, ракету или завод. То есть эти теории не только помогают моделировать физический мир, но и помогают человеку привносить в реальность рукотворные системы. Этими методами владеют специалисты разных профессий. Например, маркетолог и инженер, финансист и предприниматель, менеджер и логист.



Онтологика и системное мышление

Понимание сложной связки физического и абстрактного мира – это необходимое условие для саморазвития. Это должно закладываться со школы, но даже взрослые и опытные недостаточно осознают этого. Из-за чего возникают трудности с освоением новых знаний. Тем более фундаментальных знаний, которые за последнее время качественно изменились.

Сложной связкой физического и абстрактного мира занимается онтологика.

Она также занимается миром абстракций, потому что в мире абстракций есть определенные понятия. Там даются понятия класса, классификация, концепт, домен и другие. Они связаны между собой в мире абстракций. Но вводятся с целью лучшего понимания мира физического.

Системный подход, также как математика, является фундаментальным знанием. И поэтому предоставляет общий язык другим теориям. Тем самым системный подход помогает выявлять структуру и главное содержание разных теорий. Способствует нахождению взаимосвязей между ними. Например, системное мышление помогает быстро разобраться в бизнес дисциплинах, а также увязывает между собой предпринимательские методы с инженерией и менеджментом, и с другими практиками, используемыми в человеческой деятельности.

Отрицательное влияние абстрактного мира

Наш мир становится сложным не только за счет каскада технических революций, благодаря которым появляются сложные технологии. Усложняется и расширяется мир абстракций.

Мир абстракций помог человеку удовлетворить базовые биологические потребности – безопасность, еда, жилище. Научные теории предоставили возможность человеку полететь в космос.

Но с другой стороны у современного человека появились проблемы, которых не было у предков. От существ, которые довольствовались только извлечением мозга из костей больших животных, до сегодняшнего дня, когда мы летаем в космос, с точки зрения эволюции прошло немного времени. Наш мозг не сильно изменился, а количество абстрактный понятий и теорий, которые появилось за это время увеличилось на порядки. Соответственно, когнитивная сложность стала для человека запредельной.

Стресс, жизнь на автопилоте, уход в себя или поиск себя, не понимание своих интересов – вот основные проблемы современности. И они, что называется идут от головы.

Мир усложнился, что позволило упростить удовлетворение базовых человеческих потребностей. Но СЧАСТЬЯ – НЕТ! Мозг не приспособлен, отсюда защитные реакции – жизнь на автопилоте, стресс и другие отрицательные последствия повышения сложности

Мир усложнился, что позволило упростить удовлетворение базовых человеческих потребностей. Но СЧАСТЬЯ – НЕТ! Мозг не приспособлен, отсюда защитные реакции – жизнь на автопилоте, стресс и другие отрицательные последствия повышения сложности

Хочу поискать причину в том, что люди не осознают наличие двух миров и не умеют пользоваться их преимуществами. Городской житель проводит большую часть времени в абстрактном мире цифр, моделей, описаний, документации, разговоров и т.п. Многие проблемы идут от того, что люди застряли в абстрактном мире:

  • Напряженная и сверхнормативная работа не приводит к изменениям в физическом мире. От деятельности ничего не меняется в мире, зато есть много совещаний, обсуждений, материалов и документов. Отсюда неудовлетворенные человеческие потребности, в том числе недостаточное вознаграждение, личное уважение и смысл деятельности. Хотя, думаю, эту причинно-следственную связь непросто осознать.
  • Невозможность понять картину мира собеседника и невозможность донести свою. Последите за речью людей или вслушайтесь в спор двух интеллектуалов. Невнятный человек использует больше слов из абстрактного мира, чем те, что обозначают объекты физического мира. В абстрактном мире двум людям сложно найти точки соприкосновения, ведь они даже оперируют понятиями из разных теорий. А ведь от этого зависит банальное понимание друг друга, которое нужно сверхсоциальному животному, коим является человек.

Можно привести другие примеры, которые показывают, как застревание в абстрактном мире отрицательно влияет на восприятие человека мира физического. Поэтому, возможно, популярен слоган «живи здесь и сейчас». Буквально говорится, что надо из мира абстракций переходить к мир физический. Жить сегодняшним днем, чувствовать вкус еды, ощущать дуновение ветерка и т.п.

С этим можно согласиться, но это не означает, что надо погрузиться с головой в медитаций, заняться дауншифтингом, поиском себя или постоянно пребывать в «миге между прошлым и будущем». Не забываем, что абстрактный мир позволил человеку совершить научную революцию, поэтому отказ от мира теорий и увлекательных познаний – это тупиковый путь.

Важно осознанно понимать, когда мы занимается определенной деятельностью, где мы находимся в конкретном моменте времени, в каком мире и какие роли играем. Нужно уметь осознанно переходить из одного мира в другой, уметь их увязывать между собой. Как было сказано выше это влияет не только на продуктивность в работе, но и на удовлетворение человеческих потребностей и наполнение жизни смыслом.

Итог

Человек стал царем природы потому что мог собираться в большие группы и быстро реагировать на изменения. Человек выдумал абстрактный мир слов, понятий и теорий, что помогло ему лучше моделировать физический мир и привносить в этот мир физические системы. В человека с рождения встроен природный моделер. Это интуиция. Эволюция хорошо поработала и благодаря ей человек выиграл конкуренцию у других животных.

В новых делах и в условиях высокой конкуренции с другими людьми интуиция уже не так сильно помогает. Теории расширили абстрактный мир. За счет этого человек смог так моделировать реальность, что полетел в космос. С помощью теорий моделирование мира перестало быть только интуитивными. Биологические и природные способности, которые передаются по наследству, теперь не определяют умения человека принимать решения. Теориям нужно учиться. Если опыт постоянно не обогащать новыми знаниями, то получается, что у человека не 10-летний опыт, а однолетний опыт, повторенный 10 раз.

Методы создания рукотворных физических систем типа ракеты и смартфона – это тоже теории, которые кроме моделирования мира помогают этот мир изменять. Специалисты разных профессий осваивают каждый свои методы (теории). Картин мира разных специалистов и теорий с каждым годом становится больше, причем они усложняются. Информация регулярно удваивается, нужно уметь ее находить и быстро осваивать.

Человек пошел дальше и выдумал теории, которые помогают работать с абстрактным миром. Теории о теориях или теории для теорий. Пример, математика, который задала математический язык для других теорий. Или современный системный подход, который помогает разбираться в разных теориях, связанных с деятельностью человека.

Главная компетенция современного человека – сочетание интуиции и теоретических знаний, опробованных на опыте. Это умение осознанно перемещать внимание между физическим и абстрактным мирами. Не застревать в них. Онтологика и системное мышление задают общий системный язык и помогают работать с обоими мира, а также с лучшими методами моделирования мира и создания рукотворных систем.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости