Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Пожалуйте на детектор

Российские газеты забили тревогу: Директор Федеральной службы налоговой полиции Михаил Фрадков утвердил инструкцию «Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений».

«Согласно этому документу, полицейские смогут в любое время вмешиваться в жизнь компаний и граждан, даже не возбуждая против них уголовных дел», - утверждает ежедневная газета «Газета».
В инструкции указано, что для предотвращения готовящихся преступлений полицейские должны выявлять «лиц, склонных к совершению преступлений» и оказывать на них «профилактическое воздействие для недопущения с их стороны преступных посягательств». Нарушителя будут всячески позорить, рассылая его деловым партнерам и клиентам порочащую его информацию и публикуя ее в СМИ, пишет «Газета».

Выступивший в качестве эксперта в «Газете» старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максим Максимовский заявил: «Иными словами, если предприниматель, по мнению налоговой полиции, «склонен к уклонению от уплаты налогов», то, например, к его ребенку в школу на законных основаниях могут прийти полицейские и при всем классе попросить объяснить папе, что налоговую декларацию сдавать надо вовремя. Вы еще ничего не совершили. Но инструкция дает право проводить против вас все описанные профилактические меры».

Однако, по мнению «Газеты», этим меры возможного воздействия не ограничиваются. Пункт 23.7 инструкции рекомендует «создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения». То есть теперь, не дожидаясь приговора суда, полицейские могут смело объявлять, в том числе и в средствах массовой информации, что у такой-то компании выявлена недоплата налогов.

Еще более пессимистичны прогнозы «Коммерсанта». В инструкции подробно описаны формы воздействия на «объекты профилактики». Таковыми могут быть индивидуальные беседы: «ознакомительно-разъяснительные», «воспитательные с привлечением общественности», а также «предупредительные с вынесением официального предостережения». К профилактике могут привлекаться и члены семьи вызвавшего интерес полицейских налогоплательщика.
«Налоговые полицейские изобрели новый способ борьбы с нарушителями налогового законодательства. Его основная особенность: для того чтобы испытать на себе действие изобретения полицейских, налогоплательщику ничего не надо нарушать. …Презумпцию невиновности заменили профилактикой.

... С прошлого года налоговые полицейские начали отказываться от практики деятельного раскаяния, предусматривающей освобождение проштрафившегося налогоплательщика от ответственности в случае добровольного возмещения им нанесенного государству ущерба. Одновременно полномочия налоговых полицейских год от года расширяются, налогоплательщиков подчиненные Михаила Фрадкова могут привлекать к ответственности уже не только за налоговые преступления, но и за целый ряд других - вплоть до хранения оружия.
Последнее новшество: шанс поближе познакомиться с налоговыми полицейскими появился даже у тех, кто вообще никогда ничего не нарушал».

В подтверждение правоты своих предположений «Коммерсантъ» приводит обширные отрывки из «замечательного» документа. Вот какие цели ставятся перед налоговыми полицейскими:
«...Предупреждение преступлений и правонарушений представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками федеральных органов налоговой полиции в пределах установленной компетенции с целью:
- выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
- пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и правонарушений...

Объектами воздействия со стороны федеральных органов налоговой полиции при осуществлении Ими деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений являются:
- лица, готовящие преступления, либо покушающиеся на их совершение, либо высказывающие намерения совершить противоправные деяния;
- лица, готовящие противоправные посягательства в отношении работников налоговых органов, сотрудников федеральных органов налоговой полиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей и их собственности;
- должностные лица юридических лиц, предприниматели без образования юридического лица, имеющие задолженность (недоимку) перед бюджетом по уплате налогов и сборов, не представляющие налоговую отчетность в установленные сроки, уклоняющиеся от постановки на учет в налоговых органах, а также привлеченные ранее к административной ответственности за совершенные правонарушения в области налогов и сборов либо к налоговой ответственности за совершенные налоговые правонарушения;
- лица, подвергнутые налоговому контролю со стороны налоговых органов за превышение произведенных ими расходов над заявленными в соответствующих декларациях доходами;
- лица, препятствующие различным образом исполнению служебных обязанностей работниками налоговых органов и сотрудниками налоговой полиции, а также оказывающие на них и их близких психологическое и иное воздействие с целью оказания влияния на результаты служебной деятельности;
- лица, с которыми федеральными органами налоговой полиции прекращено конфиденциальное сотрудничество по компрометирующим их основаниям».

Кроме того, в список попадают сотрудники самой налоговой полиции, подозреваемые, например, в намерениях разгласить служебную тайну.
А вот как профилактика будет осуществляться:
«Профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах:
- индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения);
- заслушивание отчетов на межведомственных балансовых комиссиях и комиссиях по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины (для недоимщиков);
- привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;
- создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;
- осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого;
- иные формы».

Оценивая «формы профилактики» «Коммерсантъ» напоминает: «Для «создания вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний», участниками профилактики оказываются и СМИ. Прецеденты уже есть: в марте 2002 года глава московских налоговых полицейских Виктор Васильев заявил о том, что в отношении "Газпрома" возбуждено дело по факту неуплаты налогов. Итог: за день акции компании упали на 7, 6%, а капитализация компании уменьшилась на $1, 1 млрд. Тот же способ давно и успешно используется в конкурентной борьбе».

Надо сказать, «Газета» (статья в этом издании иронично названа «Теща олигарха станет агентом») уверена, что с опусом господина Фрадкова можно бороться: «Правда, как бизнес будет действовать, уже понятно: есть возможность оспорить правомочность инструкции в Конституционном суде. Ведь по статье 24 Конституции «сбор, хранение использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». А органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. «Создание обстановки нетерпимости» прямо нарушает это положение Основного закона».

Однако эти перспективы, видимо, не пугают ФСНП. Вслед первому документу издан второй, подписанный первым замом Фрадкова Веревкиным-Рахальским. Согласно ему налогоплательщикам в России теперь могут предложить пройти проверку на детекторе лжи.
«До сих пор к детектору лжи налоговые полицейские прибегали крайне редко, и исключительно в отношении самих же сотрудников ФСНП - например, имевших доступ к государственной тайне и подозреваемых в ее разглашении,- пишет «Коммерсантъ». Теперь тест на детекторе лжи могут предложить любому человеку старше 14 лет (правда, детей до 18 лет этой процедуре будут подвергать с письменного согласия одного из родителей)».

От проверки налогоплательщик может отказаться. Опрос на полиграфе должен проводиться исключительно с его письменного согласия. В то же время отказ - замечательный повод для того, чтобы заподозрить человека в том, что он что-то скрывает, и начать работать с ним плотнее.

Сам Веревкин-Рахальский считает, что инициатива налоговых полицейских «позволит усовершенствовать порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий».

Несогласные с ним уже есть. «Выход в свет последних двух приказов ФСНП в очередной раз свидетельствует о том, что главная цель этих людей - создать в России полицейское государство»,- заявил тому же «Коммерсанту» председатель экспертного совета Госдумы по совершенствованию налогового законодательства адвокат Андрей Макаров.

Скандальность последних документов, изданных в ФСНП и зарегистрированных Минюстом (хотя глаза должны быть завязаны у Фемиды, а не у юстиции, но у нас же все наоборот) обратила на них внимание даже иностранной прессы. Британская «Гардиан», обильно процитировав «Коммерсантъ», в заключение обращает внимание своих читателей на следующем моменте: «Депутаты парламента сравнивают новый закон с установлениями самых страшных лет советской власти. «Это не 37-й год (год самых страшных сталинских чисток), - сказал один из них. - Это хуже».
Может быть, со стороны виднее?..

Обзор подготовил Владимир Володин

Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости