Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Малый бизнес: «Из «тени» в свет… не перелетая»

С нового года прозрачные намеки «выйти из тени» и «проявить себя» налогоплательщики могут слышать уже и по радио. Телевизионные ролики и жутковатые билборды на улицах на собираемость налогов, видимо, влияют недостаточно. Через уши, решили фискальные органы, оно небось лучше дойдет», - так начал журналист сайта «Газета.Ру» Александр Блинов статью с характерным заголовком: «Пора или не пора выводить себя из «Тени»?».

Надо сказать, что проблема бизнеса, загнанного стараниями власти в густую «тень», очень популярна в самых различных изданиях.
Вот журнал «Эксперт Урал» под рубрикой «Гуляй, малый» публикует статью «Власть снова обошлась с малым бизнесом как с крепостным». Ее авторы, Людмила Колбина и Александр Задорожный, повествуют о том, как пытались перейти на провозглашенную федеральными властями упрощенную форму налогообложения предприниматели Урала и близлежащих регионов:
«Целью нововведения благородно провозглашалось снижение налогового бремени на малый бизнес, упрощение документооборота, облегчение работы как предпринимателей, так и налоговиков: предприятиям не нужно держать штат бухгалтеров, а инспекторам удобнее работать с одной декларацией. На первый взгляд, малые предприятия, и в первую очередь работающие с конечным потребителем, то есть в сфере общепита и услуг (а они в основном и подпадали под льготу), должны благодарить заботливые партии и государство. Однако при тщательном разбирательстве выясняется, что иначе как нелепостью (если не издевательством над бизнесом и здравым смыслом) депутатское нововведение не охарактеризовать.

…Олег Фомин, председатель челябинской областной общественной организации "Союз предпринимателей":
- Границы по объему дохода и численности работающих для тех малых предприятий, которые хотели бы воспользоваться льготой, не вяжутся одна с другой, они нелепы и далеки от реалий. Основная часть малого бизнеса,70% торговых организаций, не попадает под упрощенную систему по этим соображениям. Сделано ли это умышленно, остается только догадываться.

Льгота разделила предпринимателей на привилегированных - тех, кто работает в потребительском секторе и может не учитывать НДС, и остальных. По прикидкам, разница в сумме начисленных налогов может достигать 30 - 35%.

Не попал в "счастливчики" в значительной мере и периферийный бизнес, отрезанный от информационных потоков. Но даже тем предпринимателям, что обладали информацией, не хватило двух месяцев, чтобы четко сориентироваться в ситуации, до конца просчитать выгоды и риски.

Уникальная по абсурдности ситуация сложилась в Свердловской области. Депутаты Свердловской облдумы, в отличие, например, от челябинских коллег, не стали принимать налог на вмененный доход, поскольку не дождались уточненных федеральным правительством коэффициентов для конкретных групп налогоплательщиков. О решении свердловских депутатов стало известно лишь 25 ноября, то есть меньше чем за неделю до истечения срока, отведенного под переход на "упрощенку". И те бизнесмены, которые ожидали, что налог на вмененный доход в Свердловской области будет введен, не успели воспользоваться "упрощенкой".

У вице-спикера челябинского Законодательного собрания Семена Мительмана свое объяснение действий свердловских парламентариев:
- Непринятие областного закона пролоббировали владельцы крупных торговых сетей с большими площадями. Им невыгодно, чтобы мелкие торговцы имели льготное налогообложение. Выгодно, чтобы они платили по полной программе. Теперь свердловским предпринимателям, которые рассчитывали на "вмененку" и потому не перешли на упрощенную схему, придется ждать как минимум до второго квартала, когда Свердловская облдума сможет ввести этот налог».

Вот уж действительно: «Гуляй, малый!». Авторы статьи между тем доводят анализ ситуации до логического завершения:
«Опрошенные нами бизнесмены неизменно указывают также на то, что налоговая ситуация изменяется столь стремительно, что лишает малый бизнес возможности нормального планирования. В отличие от корпораций, содержащих дорогостоящий штат юристов и бухгалтеров, малому бизнесу трудно разобраться в круговерти федеральных и региональных законов, беспрестанно возникающих "бумажных" концепций, программ, в захлестывающем потоке ведомственных инструкций. Хаотичные телодвижения государства порождают путаницу и обширную питательную среду для чиновничьего волюнтаризма и коррупции. Так стоит ли наивно верить властям, исполнительным и законодательным, с деланным изумлением взирающим на результаты своих потуг: мол, хотели как лучше, а опять получилось, как всегда? Может, мы имеем дело с умыслом?
Если предположение Семена Мительмана верно, то сильные стали еще сильнее, а слабые еще слабее. С точки зрения комфортности государственного мужа, приспособившегося распределять, но не научившегося производить и зарабатывать, это вполне объяснимо: с несколькими крупными капиталистами договориться проще, чем создать уравновешенную систему взаимодействия государства с миллионами предпринимателей, из последних сил формирующих «нарождающийся класс собственников».
Совсем небольшая статья, но она четко отвечает на вопрос, поставленный Александром Блиновым (хотя и опубликована несколько раньше): какой же идиот в таких условиях устремится из «тени».

Надо сказать, эту простую истину поняли уже все (а те, кто делает вид, что не понял, просто притворяются, потому что именно сложившая ситуация приносит им доходы). Вот уже РСПП, представляющее интересы того самого крупного бизнеса, с которым чиновникам легче сговориться, ставит вопрос реальной поддержке бизнеса малого:
«… Российские предприниматели предложили правительству резко снизить единый социальный налог. По мнению РСПП, большую часть задач, на решение которых уходит ЕСН, можно решить либо за счет других налогов, либо вообще без участия государства…
РСПП предложил радикально изменить саму систему социальных выплат в России.

По оценкам инициатора идеи – главы Координационного совета объединений предпринимателей и члена бюро правления РСПП Олега Еремеева, в результате предложенной реформы собственно налоговая часть ЕСН может быть доведена до 6–8%».

Смысл предложения предельно прост: выплаты, идущие не на собственно страховые случаи должны браться из других источников.
«Что касается собственно страховых случаев – временной нетрудоспособности, трудовых увечий, профессиональных заболеваний и т. д., то финансировать их предприниматели не отказываются, однако считают, что налог для этого не нужен.
Размеры страховых выплат могут определяться ежегодно при заключении соглашений работодателей и профсоюзов. Собственно социальный налог, уже, конечно, не «единый», сводится в таком случае к 6–8% фонда оплаты труда, направляемых на обеспечение минимальных потребностей бесплатной медицины. Еще бизнес не отказывается платить 14% в Пенсионный фонд, но это, строго говоря, уже не совсем налог».

Правда, здесь автор статьи на упоминавшемся уже сайте «Газета.Ру» делает примечательную оговорку:
«Ясно, что выигрывают от таких перемен предприниматели. Помимо общего снижения социальной нагрузки на фонд оплаты труда они получают свободу маневра. Ведь страховые выплаты уже не будут зафиксированы в бюджете, а станут предметом торга с профсоюзами – у работодателей при этом будет немало рычагов, чтобы добиться условий повыгодней».

Так что рядовым наемным труженикам, в случае принятия предложений наших олигархов, придется самим бороться за свои права, что может внушать самые разнообразные опасения. Но главного результата «олигархическая» программа рассчитывает достичь:
«Предлагая реформу ЕСН правительству, РСПП, впрочем, нашел и для него положительную сторону. Резкое уменьшение социального налога может стимулировать бизнес к легализации «серых» зарплатных схем – а значит, и налоговых поступлений будет не меньше, а больше. Правда, конкретных расчетов – сколько выиграет бюджет от вывода зарплаты «из тени» – у инициаторов реформы нет».

И, надо сказать, последняя фраза в приведенном абзаце – ключевая. Ведь, Александр Блинов, со статьи которого начинался наш обзор, пишет:
«Как и предполагалось, 2002 год налоговики завершили с неутешительными показателями. Задание по основным налогам не было выполнено ни в одном квартале.

…Вывод напрашивается один: как реформу не рекламируй, реально выходу граждан из "тени" она не способствует. Попробуем разобраться, почему. Пожалуй, главным достижением правительства можно считать отмену прогрессивной шкалы подоходного налога. …Благодаря этому нововведению, по данным Минфина, суммарная фискальная нагрузка в стране к 2003 году снизилась с 41% до 37,6% от ВВП.

Полной легализации российского бизнеса мешают "подводные камни" налоговой реформы, устранять которые, несмотря на массированную рекламу МНС, федеральные власти в полной мере пока не собираются.

…Глава бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков считает, что именно ЕСН является в России "главным тормозом экономического роста". Согласно известному мнению депутата, ставка налога должна была быть снижена до 30% еще с 1 января 2003 года: "Это важный психологический рубеж, который позволит многим предприятиям вывести зарплаты из тени, что может стать толчком для увеличения темпов экономического роста".

Между тем, доля оплаты труда, включая зарплату, выплачиваемую "черным налом", в доходах граждан растет день ото дня. По данным Госкомстата, опубликованным 3 февраля, в 2002 году доля заработной платы в доходах россиян составила 66,2%, что на 2,2% больше, чем в 2001 году. Так что "черного нала" в стране становится все больше.

Еще одна неудача постигла реформу налога на прибыль. С 2001 года ставка этого налога была снижена с 35% до 24%. Однако при этом правительство отменило инвестиционную льготу, что лишило многие предприятия возможности платить налог по эффективной ставке 18%. В результате вместо увеличения сборов по этому налогу МНС столкнулось с недобором средств в казну. По информации министерства, в 2002 году в федеральный бюджет было собрано на 19,4% меньше средств по этому налогу, чем в 2001 году.

Помимо прямых налогов, фискальную нагрузку на предприятия увеличивают оборотные налоги и налог на добавленную стоимость. И если с оборотными налогами (налог с продаж, сборы с предприятий на уборку территорий и др.) уже все ясно и правительство обещает отменить их с 2004 года, то проблема с НДС по-прежнему остается. Данный налог является одним из самых собираемых, поэтому снижать его ставку правительство опасается даже за счет отмены всех льгот».
Итак, кажется, все ясно. Но мы уже говорили, что не все хотят это признать. И вот – отражение этого нежелания на сайте «Утро.Ру» - статья Марии Трифоновой «Закат эры конвертируемых зарплат»:
«За последние два года доля "теневых" зарплат в России снизилась на 20%. По сведениям Госкомстата, в 2000 г. доля нелегальных зарплат составляла 35,2%, в 2001 г. – 31,8%. В прошлом году данный показатель упал до 27-28%. Цифры эти рассчитываются путем сопоставления официальных сведений о доходах граждан и реального потребления ими товаров и услуг (с учетом сбережений). Экономисты отмечают, что за последние несколько месяцев темпы легализации денежных выплат работникам существенно замедлились. Как полагают специалисты, значительным стимулом к "обелению" зарплат стало введение единой ставки подоходного налога и незначительное снижение единого социального налога (ЕСН) в 2001 году. Но теперь этот резерв исчерпан. И без дальнейшего серьезного снижения ЕСН массового "перелета" компаний "из тени в свет" ожидать не стоит.

Впрочем, налоговая реформа – не единственная причина перехода компаний на соответствующую законодательству систему оплаты труда.

…Сегодня человек зачастую ищет уже не просто хоть какого-нибудь заработка, а оптимальных условий труда и определенной стабильности, подкрепленной официальными трудовыми контрактами. …Еще один фактор, способствующий легализации зарплат – качественные изменения, происходящие в самом российском бизнесе. Пережив период первоначального становления, многие компании сегодня стремятся выйти на новый уровень развития. Они расширяются, реструктуризируются, помимо сиюминутного стремления получить прибыль появляются долгосрочные стратегические планы. Возникает необходимость привлечения инвестиций. А для большинства потенциальных инвесторов очень важна "прозрачность" фирмы, особенно в том, что касается ее финансовых показателей. Как отмечают аналитики, "проблема "черных" и "белых" зарплат лежит не только в сфере соблюдения или несоблюдения Налогового кодекса, но и в общей предпринимательской культуре и осознании предпринимателями долгосрочных целей своего существования».
Вот так: культура и сознание спасут нас, господа, а не налоговая реформа. Прожив большую часть жизни в стране, строившей коммунизм, автор обзора не хочет спорить с Марией Трифоновой: у нас все бывает, а чего точно не может быть – то случается. Возможно, наше правительство и добьется, что неожиданно резко возросшие культура и сознание наших предпринимателей подвигнут их на выход из «тени», несмотря ни на что. Но, честно говоря, в это не верится. Так что культуру и сознание стоит проявить и самому правительству. Может быть, тогда наш бизнес начнет выходить из «тени».

Обзор подготовил Владимир Володин

Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости