Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

В результате недавней авиакатастрофы погибли наши друзья и коллеги.
Для поддержки семей погибших публикуем номера банковских карт.

Банковская карта супруги Алексея Никитченко: 4622 3530 1913 3381
Карта ВТБ-24, Анна Никитченко.

Банковская карта супруги Евгения Ильинова: 4627 2914 7928 2832
Райффайзенбанк, Марьяна Зазулина.

Пособие по уходу от налогов

Бывают номера газет, обращенные к какой-то одной группе читателей. Так «Время МН» от 26-03 своими тематическими приложениями обращено к отечественному бизнесу. Мы в предыдущем обзоре говорили о материалах «круглого стола», посвященного малому бизнесу. Сейчас пришло время приложения, посвященного методам ухода от налогов. «Триллион в конверте» назвали его журналисты «Времени МН».

Уже в редакционном предисловии читателю сообщается, что «по экспертным оценкам, треть заработной платы в стране выплачивается мимо кассы. Похоже, сегодня такое положение устраивает всех - работодателей, работников, государство». А уж затем... «Схемы чистые, как слеза комсомолки» – так называется первая же статья, написанная Ильей Ломакиным-Румянцевым, заместителем председателя комитета по бюджету Совета Федерации, бывшим руководителем департамента страхового надзора Минфина:

«Если вы купили товар, выдали зарплату работнику, вам нужно одновременно с этим заплатить определенный налог.

При покупке товара это НДС, импортные пошлины, акцизы, при расчете с работником - подоходный налог, единый социальный налог, страховые взносы в Пенсионный фонд. Страхование позволяет делать те же самые операции, но без уплаты налогов.

...К страхованию как способу уйти от налогов прибегают во всем мире. Почти 50% канадских страховых компаний занимаются зарплатными схемами. И везде происходит соревнование между фискальными органами и «налого-не-плательщиками».

Далее автор переходит к чисто российским проблемам: «Вроде бы 13% подоходного налога - более чем справедливая ставка. Но когда мы начинаем смотреть у соседей, что они за свои налоги получают, сравниваем с качеством предоставляемых нам услуг, становится очень жалко даже этого самого низкого в Европе налога. Большая часть россиян недовольна объемом и качеством услуг, которые они получают за деньги, выплаченные в виде подоходного или единого социального налогов».

А затем предприниматель, по какой-то причине не знакомый со схемами ухода от налогов, может узнать, как это делается:

«Очень активно страховые схемы применялись при массовых невыплатах заработной платы вплоть до 1999 года. Работники страховали сами себя от своевременно неполученной заработной платы. Наступало время выплаты зарплаты - работники ее не получали - страховщик выплачивал страховку и требовал возмещения ущерба от работодателя. Работодатель его выплачивал без проволочек.

И зарплата выплачена, и налогов с нее не взяли. Все довольны. ...Чуть более сложная схема, также очень популярная в 90-х годах и опять всплывшая в 1998 году в одном из приволжских городов. Там обнаружили страховую компанию, которая еще вчера ничего не собирала, а сегодня - просто фонтан щедрости - производит колоссальные выплаты по страхованию жизни и даже выбивается в лидеры рынка.

...Оказалось: одна нефтяная компания размещает в банке свои деньги, все ее сотрудники страхуются в страховой компании (классическое страхование жизни), а банк инвестирует деньги и страховщика, и нефтяной компании. Вроде бы все нормально, не придерешься. Даже к проценту, который банк выплачивал страховой компании, - а это две тысячи годовых!

...Остановить схему удалось так. В правилах размещения резервов появилось требование: если норма дохода в два раза превышает ставку рефинансирования, страховщик обязан предоставить обоснование такой нормы доходности. К тому же она должна быть проверена органами страхового контроля. После этого схема вышла из оборота.

Зато появилась вексельная схема. Предприятие становилось обладателем, по существу, пустых векселей, которые не стоили ни копейки. Эти векселя продавали предприятию, как нетрудно догадаться, его же работники через страховщика. Эту схему также удалось ликвидировать сразу после того, как в правилах размещения резервов появилось ограничение по не авалированным банком векселям. И вексельная схема умерла.

Та схема, которая использовалась в последнее время, не нарушает никаких законов. Она чиста и непорочна, как слеза комсомолки. Вы идете в банк, берете кредит, относите его в страховую компанию. Страховщик выдает вам ссуду (что делают все страховщики во всем мире), вы возвращаете деньги в банк, а страховщик регулярно выплачивает вам процент. Потому что одновременно ваш работодатель застраховал свое здание, например, от падения метеорита. Причем не просто от падения метеорита, а при условии, что это случится с четверга на пятницу в 22 часа 15 мин. и что этот метеорит будет желтый, а не зеленый. А разграничения страхования по формуле «жизнь - не жизнь» пока еще нет.

Возможность возникновения зарплатных схем - в нестыковке между страховым законодательством и законами о ценных бумагах, о банковском деле. Или между страховым законодательством и логикой, здравым смыслом. ...Так что страховые схемы - относительно приличный способ уклонения от налогов при расчете работодателя с работниками.

...В последнее время страховые зарплатные схемы существенно сократились. ...Во-первых, за страховщиками внимательнейшим образом приглядывает большое число организаций, система госнадзора постоянно генерирует новые и новые препятствия, которые мешают страховым компаниям и их клиентам использовать страхование для выплаты заработка. Во-вторых, крупные страховщики полтора-два года назад приняли принципиальное решение прекратить работу с зарплатными схемами. А на крупных приходится 70-80% всего российского страхового рынка. Дело в том, что для больших и солидных страховщиков зарплатные операции стали невыгодными.

...Но даже если предположить, что все российские компании враз захотят стать прозрачными, все равно спрос на теневые зарплаты останется. Он исчезнет только в том случае, когда граждане - и работодатели, и работники - сочтут налоговую ставку действительно справедливой. Когда они увидят, что деньги, отданные государству в виде налогов, грамотно использованы в образовании, здравоохранении и т.д.».

Евгений Гонтмахер, начальник департамента социального развития аппарата правительства России предлагает отказаться от соблазна простых решений:

«По официальным данным Госкомстата, доля теневых зарплат составляет сейчас 27-28%. ...Годовая зарплата среднестатистического россиянина составляет около 50 тыс. руб. Теперь 50 тыс. надо умножить на число работающих в России по найму - на 60 млн. Получается, что годовой фонд оплаты труда в стране - три триллиона. А 30% от этой суммы - приблизительно триллион рублей - это и будут деньги, которые работники получают мимо кассы.

...28% - это безусловно большая цифра в сравнении с развитыми странами. В странах "семерки", к примеру, теневые зарплаты составляют не более 10%.

...На мой взгляд, причина значительных масштабов теневых выплат не в размерах налогов. Самое главное - в России никто не доверяет государству. Недоверие тотальное, особенно после 90-х годов, когда свои социальные обязательства государство стало выполнять из рук вон плохо. ...В развитых странах налогоплательщик ощущает, что государство эффективно распоряжается его налогами, оттого и налоговая дисциплина выше. Вот когда россияне, выплачивая подоходный налог, будут видеть, что их деньги не разворованы, не растранжирены бездарными чиновниками, а вернулись к ним в виде качественных услуг, тогда они станут более охотно платить налоги.

...Есть еще одна причина. Давно известно: чем меньше у человека доходы, тем менее охотно он с ними расстается. Если я зарабатываю тысячу рублей и отдаю с нее 130 рублей, это более ощутимо бьет по карману, чем если я зарабатываю миллион и плачу с него 13-процентный налог. Так что когда наши граждане в массе своей станут более обеспеченными, теневых зарплат будет меньше.

...Теневые зарплаты сосредоточены в полюсах - самых богатых и самых бедных. Основная доля левых зарплат приходится на средние и малые частные предприятия. Особенно бесправны работающие в мелкой торговле, сфере обслуживания.

...К богатым я отношу не олигархов (они зарплат не получают, они живут на доходы от бизнеса), а топ-менеджеров, нанятых олигархами и получающих от 2 тыс. долл. и больше. Так вот, с богатыми налоговики не связываются, потому что там все законно. Материальная помощь от компании, страховые выплаты - совершенно легальные схемы, которые позволяют уходить от налогообложения.

Сразу же возникает закономерный вопрос: "А почему бы государству эти легальные схемы не перевести в разряд нелегальных и начать с ними бороться?". Выскажу крамольную мысль: государству нынешнее положение выгодно. Оно просто этого не осознает. Я уже говорил, что от государства люди ничего хорошего не ждут. С одной стороны, это плохо, но с другой - очень хорошо. Люди учатся жить сами, не надеясь на власть.

И если мы начнем сейчас перекрывать все краники, ощутимого эффекта - в виде роста налоговых поступлений - все равно не получим и при этом еще больше лишим народ стимула легально работать и легально зарабатывать. Кроме того, наше налоговое законодательство настолько многогранно и богато, что лазейки находчивый народ найдет всегда.

...Когда же мы приблизимся к европейскому уровню белых зарплат? Когда работодатель как класс поймет, что государство, которому он отдает деньги в виде налогов, сможет ему обратно вернуть их в лице здорового и образованного работника, который будет приносить дополнительную прибыль. ...Чтобы сознание работодателя изменилось, государство должно провести реформы здравоохранения, образования, ЖКХ, пенсионную реформу, максимально децентрализовать государственные социальные расходы - тогда любому человеку станет понятно, куда пошли его деньги.

«Зарплата выйдет из тени за пять лет»,- считает Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

«...Если в 2000 году, когда подоходный налог был высоким, доля скрытой зарплаты еще составляла 35,2% (если брать за 100% всю зарплату), то в 2001 году, после введения единой ставки налогообложения, уменьшилась до 31,8%, а в 2002 году - до 27-28 %.

Такое снижение вызвано, во-первых, ростом доходов населения в целом, в том числе и всей зарплаты. Это, кстати, дает малому бизнесу возможность легализовать свою деятельность. И, во-вторых, безусловно, способствует снижению доли теневой зарплаты. Кроме того, в 2000-2001 годах происходил перевод военных, судейских и других служащих на систему денежного содержания, что эквивалентно оплате труда. Думаю, из 5-6% снижения доли скрытой зарплаты 1,5% приходится именно на появление новых групп людей, которые раньше не принимались в расчет. Остальное - действительно выход из тени, который продолжался и в 2002 году.

Данные Госкомстата о величине национального фонда заработной платы в экономике, включая скрытую (млрд руб.) :1997 г., 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2001 г.

Открытая зарплата - 676,5 | 723,9 | 1011,6 | 1494,2 | 2153,2
Скрытая зарплата - 290,0 | 277,0 | 525,0 | 810,0 | 1002,8
Оплата труда всего - 966,5 | 1000,9 | 1536,6 | 2304,2 | 3156,0
Доля скрытой зарплаты, % - 30,0 | 27,7 | 34,2 | 35,2 | 31,8
Доля оплаты труда (включая скрытую) в доходах - 66,4 | 64,9 | 66,4 | 62,9 | 64,6

По оценке экономической экспертной группы, доля скрытой оплаты труда в 2002 г. составила 27%.

Еще один индикатор снижения скрытой зарплаты - в 2001 году официальный рост подоходного налога опередил рост зарплаты. ...В январе 2003 года подоходный налог рос такими же темпами, что и зарплата; то есть не было ни ускорения, ни замедления процесса выхода зарплаты из тени».

По мнению автора статьи, нет резона скрывать свои доходы у работников сектора, ориентированного на экспорт. В бюджетных отраслях теневых зарплат мало. В обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и связи показывается большой фонд оплаты труда, хотя скрытая зарплата там есть. Самые серьезные теневые зарплаты «в сфере услуг, куда входит торговля (всякая - оптовая, розничная, внешняя)». Свои надежды на выход зарплат из тени автор связывает с большей прозрачностью экономики, необходимостью для малого бизнеса брать кредиты и заинтересованностью работников в отчислениях в пенсионный фонд. В связи с этим через пять лет зарплаты могут полностью выйти из тени «при том, что все участники теневого процесса будут к этому стремиться».

Генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев призывает в своей статье видеть первопричины «тени». Он пишет:

«По данным Госкомстата России, в теневом секторе российской экономики производится до 15% ВВП. Сумма скрытой заработной платы оценивается в 25-30%. По другим оценкам, «серые» выплаты достигают 40 или даже 50%.

...Речь не идет о чисто криминальном секторе «теневой экономики», где, безусловно, должны применяться меры уголовно-правового порядка. Важно сосредоточить внимание общества и государства на проблемах бизнеса, которому, несмотря на серьезные риски, но в силу сложившегося соотношения выгод и издержек, приходится выбирать между работой полностью или частично в «теневом секторе» экономики и банкротством. Очевидно, что необходим дифференцированный подход к решению проблемы легализации «теневой» заработной платы, так как не все, что находится «в тени», носит явно криминальный характер».

«Налоговый прессинг» – так определяет Олег Еремеев первую из основных причин развития «теневой» экономики. И единый социальный налог поставлен им во главу угла. Более того, он не согласен с теми, кто увидел прогресс в выходе зарплат из тени:

«...По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Госкомстата РФ, снижение доли "теневой" заработной платы с 35,2% в 2000 году до 27-28% в 2002-м, очевидно, можно объяснить не столько налоговыми реформациями (установление единой ставки подоходного налога, незначительное снижение ЕСН), сколько более динамичным развитием экономики в последние годы.

...Очевидно, что решающее значение для вывода зарплаты из "тени" должно иметь не просто снижение ставок ЕСН, а модернизация системы финансирования страхования социальных рисков в ходе коренного реформирования всей системы обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского и социального).

...Система финансирования всех этих выплат должна содержать различные источники: ЕСН, бюджеты всех уровней и собственно страховые взносы. В силу этого ставка ЕСН может быть существенно сокращена. ...Для финансирования выплат, имеющих страховую природу и непосредственно связанных с потерей заработка работающих граждан, целесообразно установить страховые взносы работодателей, а в дальнейшем, с ростом реальной заработной платы, и страховые взносы работников.

Сегодня работник полностью отстранен от решения этих вопросов. Поэтому реформирование всех систем социального страхования (пенсионное, медицинское и социальное) должно преследовать и такую цель, как непосредственное участие работника в страховании своих собственных социальных и профессиональных рисков. Размеры страховых взносов для работодателей и работников должны определятся на основе актуарных расчетов и в ходе переговоров сторон социального партнерства. Одновременно практически все государственные социальные фонды ставят вопрос о недостаточности нынешних размеров страховых платежей, хотя в процентном отношении к фонду оплаты труда они в полтора-два раза выше, чем в странах Запада. Сегодня явно не хватает "прозрачности" финансовой жизни фондов. Во многом это обусловлено нежеланием государства реализовать принцип самоуправляемости фондов, когда основную роль в управлении должны играть страхователи - работодатели и застрахованные - работники».

Еремеев утверждает, что работодатели выступают за скорейшее принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с реформированием системы социального страхования и соответствующей модернизацией ЕСН. По его мнению, «соответствующие федеральные ведомства пока не выработали единой четкой позиции по этому вопросу».

Автор уверен: «Изменения в налоговой политике государства, непосредственно влияющие на приоритеты работодателей в сфере оплаты труда, должны если не опережать, то идти параллельно процессам реформирования экономики и социальной сферы.

Сегодня все большее значение в выводе зарплаты из "тени" имеют качественные изменения в самом российском бизнесе. Уже не сиюминутное получение прибыли, а долгосрочные стратегические планы начинают определять развитие многих компаний. При этом их «прозрачность» в отношении финансовых показателей, соблюдение законодательства в сфере труда и налогов имеют все большее значение для привлечения инвестиций. Очевидно, существенно должна возрасти и роль государства в развитии и утверждении принципов ведения социально-ответственного бизнеса. Пора отказаться от культивирования атмосферы тотальной подозрительности по отношению к предпринимателю и перейти к формированию условий хозяйствования, обеспечивающих минимизацию издержек производства, максимальную открытость экономики».

Работник не должен в одиночку бороться за "чистые деньги"

Надо сказать, что каждый автор обозреваемого тематического приложения имеет свой взгляд на ситуацию. Так Владимир Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ, уверен, что «Стратегически сегодня все - работодатели, работники, государство - заинтересованы в повышении уровня заработной платы и других реальных доходов наемных работников.

Мы все должны легально больше зарабатывать, тогда сможем и больше тратить, косвенно содействуя подъему экономики. ...Пока же она растет преимущественно за счет экспорта, поэтому, в частности, в экспортных отраслях выше заработки и лучше перспективы карьерного роста. Такой стратегический выбор руководства страны во многом определяет высокий уровень теневой заработной платы и вообще развитость у нас теневой сферы, даже теневого образа жизни. Ведь если потребители внутри страны мало интересуют и крупный бизнес, и министерства экономического блока правительства, то им в оперативном управлении становится выгодно, например, сдерживать инфляцию за счет низкого уровня заработных плат и других доходов граждан. А гражданам для того, чтобы обеспечивать свои потребности, приходится включаться в теневые, нелегальные или полулегальные схемы получения доходов.

...Высокий уровень налогообложения фонда заработной платы - это очень существенное ограничение для бизнеса, причем чем бизнес меньше, тем это ограничение для него существеннее. В мелком бизнесе для выплаты легальной заработной платы приходится через бухгалтерию проводить сумму, превышающую ее примерно в два раза.

Во многих цивилизованных странах практикуются такие варианты вознаграждения за труд, которые мы относим к теневым, например, медицинские страховки или приобретение организацией жилья для работников, оформляя такую сделку как кредит.

У нас такие схемы оптимизации налоговой нагрузки на фонды заработной платы тоже применяются, но в ходу и такие, которые цивилизованным странам неведомы. Во многих наших организациях и предприятиях, особенно в мелком и среднем бизнесе, существуют некие полностью теневые фонды - наличные суммы в рублях и долларах, которые лежат в сейфах и используются для расчетов между самими предпринимателями и теми, кто оказывает им услуги, но по тем или иным причинам не хочет оформлять договора».

Автор утверждает, что теневые фонды есть как в крупном, так и в среднем и мелком бизнесе:

«...Распространена у нас оплата наличными даже нормальных сделок, потому что малый бизнес нередко не доверяет банкам. Живы и схемы обналичивания денег с тем, чтобы превратить их в неучтенное платежное средство.

...Как ни печально - большие объемы неучтенных теневых средств находятся в одной финансовой системе с легальными. Эти объемы так велики, что, по утверждениям многих экспертов, если вдруг убрать из оборота все теневые финансы, наша экономика просто рухнет в пропасть.

Что можно и нужно делать? Вряд ли правильно начинать с того, чтобы каждый работник в одиночку боролся за свою легальную чистую заработную плату - при сохранении существующих условий в экономике, в системе налогообложения и финансов эта борьба будет абсолютно проигрышной. Во-первых, потому что предпринимателю проще уволить слишком активного сторонника легализации его заработной платы и нанять другого работника, который согласится участвовать в системе минимизации налоговых выплат и получать часть заработной платы теневым образом. А во-вторых, даже если представить невозможное - что все работники объединятся, один раз получат все свои деньги легально и теневые фонды исчезнут, то с ними исчезнут и теневые выплаты в медицине, образовании, благотворительности. Выплата легально всей заработной платы оставит социально-гуманитарную сферу исключительно на государственном финансировании, и она должна будет резко сократиться. Так что возникают вполне обоснованные сомнения в том, что нашим гражданам в нынешних условиях следует активно бороться за полную легализацию своих заработных плат. Они больше потеряют, чем приобретут.

...Нужна целенаправленная кропотливая работа органов власти и управления по изменению налоговой системы и финансового контроля. С одной стороны, этот контроль должен быть усилен. С другой - работодателям должно быть финансово выгодно платить большие заработные платы работникам. Но двигаться в этом направлении нужно постепенно и аккуратно. Ни в коем случае нельзя резко снижать какой-то налог, потому что так же резко упадут доходы государственного бюджета, а теневой сектор расширится за счет недополученных бюджетом доходов. Надо не только вести разъяснительную работу среди предпринимателей и наемных работников о преимуществах легальной чистой зарплаты, убеждать в ее выгодности, но и создавать, поддерживать эти преимущества в реальности.

...Снижать налоговую нагрузку нужно планомерно, заранее объявляя обо всех изменениях и строго выполняя все планы такого рода, чтобы легальный бизнес мог нормально планировать свое будущее, уверенно работать с банками, брать кредиты, заниматься выпуском акций, ценных бумаг, осуществлять инвестиции в основной капитал.

В заключении к спецвыпуску редакция пишет, что «зарплата в тени - рациональное поведение не доверяющих друг другу людей».

Увы, несмотря на все высказанные предложения, автор этих строк так и не смог решить для себя, как в реальности наше государство будет бороться с теневыми зарплатами. Хотя почерпнул много интересного о том, как такие зарплаты нужно выплачивать. Что тоже полезно.

Обзор подготовил Владимир Володин

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости