Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

И это все о нем

Полюбили в последнее время журналисты российский малый бизнес. Издания, известные как прогрессивные и демократические, с удовольствием публикуют о нем самые разные мнения.

Вот, например, «Независимая газета» (25 апреля) помещает статью Игоря Иванова «Малый бизнес зарабатывает 100% годовых в валюте». «Для полного счастья, - утверждает автор уже в подзаголовке, - ему недостает снижения арендной платы, налоговой амнистии для частных лиц и упрощения отчетности».

Вообще тезка и однофамилец министра иностранных дел России настроен решительно:
«Поддержка малого бизнеса стала фетишем для властей на протяжении последних десяти лет. При этом малый бизнес для государства пока совершенно непрозрачен, хотя бы в силу того, что неуплата налогов - массовое явление. Предприниматели не попадают в сводки Госкомстата, и, что в реальности происходит на этом рынке, государству совершенно непонятно».

Далее, кратко рассказав о таком виде бизнеса, как продажа работающих предприятий, Игорь Иванов переходит к основной теме:
«Анализ данных о доходности вложений в предприятия мелкого и среднего бизнеса дает следующую картину. Рентабельность инвестиций в такие предприятия, например, в столице составляет (в зависимости от отрасли) от 55 до 160% годовых в твердой валюте, в среднем 70-100%. Даже нефтяные компании зарабатывают куда меньше. Для сравнения: внутренняя рентабельность, например, ЮКОСа составляет 15%, а "ЛУКОЙЛ", по оценкам экспертов, анализировавших среднесрочную программу развития специалистов, намерен вкладывать средства в проекты, которые принесут акционерам около 19% годовых. На повестку дня можно смело ставить вопрос: а необходима ли вообще поддержка малого бизнеса?».

Ссылаясь на мнение генерального директора одной из фирм, которые продают малые предприятия, автор утверждает, что «развитию малого бизнеса препятствуют две основные проблемы - "высокая, даже завышенная арендная плата и "зарегулированность" бизнес-процессов».

«…Первая проблема становится все более актуальной для Москвы. Растет стоимость аренды площадей, находящихся в государственной собственности. Ориентируясь на это, частные арендодатели поднимают арендные ставки. При этом, (здесь автор опять ссылается на того же самого директора – В.В.) с одной стороны, некоторые "приближенные" лица живут припеваючи, отдавая в субаренду помещения, арендуемые у города, а с другой - большинство малых предприятий работает на основе договоров, заключенных на 364 дня, - это позволяет не регистрировать договор, но значительно снижает ликвидность компании. В заключении долгосрочных договоров аренды заинтересованы и арендаторы, и арендодатели - их останавливает необходимость затрат времени и денег. …Чтобы нормально вести свою деятельность, малые предприятия вынуждены нанимать квалифицированных юристов, бухгалтеров и т.д., а труд таких специалистов стоит недешево».

Честно говоря, оценка ситуации в малом бизнесе с точки зрения не его работоспособности, а его ликвидности, может вызвать самые разнообразные вопросы. Да и сам тезис о «жирующих» владельцах ларьков, лотков и павильонов, укрывающих 100-процентные доходы в валюте, внушает сомнения. Но автор уже переходит к другим проблемам:
«…Проблема состоит в том, что налоговая система в стране создана под крупные предприятия, при этом Минфин настаивает на ее унификации, что для России на нынешнем уровне развития неприемлемо», - поясняет заместитель экспертного института при РСПП Леонид Григорьев.

…«Еще одной проблемой малого бизнеса является суровость отечественного законодательства в части уклонения от налогов (это опять мнение Леонида Григорьева - В.В.). За неуплату налогов на сумму более 200 МРОТ предусмотрено лишение свободы на срок до 2 лет. А срок давности по этому виду преступлений - 6 лет. Очевидно, что потенциальными заключенными является большая часть среднего класса - и без налоговой амнистии невозможно создать реальные стимулы для выхода из тени».

Честно сказать, автор этого обзора так и не понял, что хотел сказать Игорь Иванов. Нужно поддерживать малый бизнес, или, несмотря на все страхи перед налоговым законодательством, он процветает. С какой точки зрения нужно это процветание обеспечивать: с точки зрения его работоспособности или ликвидности. Что важнее: может предприниматель нормально работать, или то, сможет ли он свой бизнес выгодно продать, поскольку работать ему не дают?

Куда четче высказывается в двух подряд статьях, опубликованных во «Времени МН» (29 и 30 апреля) Владимир Гурвич. Правда и статьи эти посвящены более событиям, чем проблемам.

«Малый бизнес хочет писать законы сам» – так называется первая статья. Посвящена она презентации законодательной концепции по развитию малого бизнеса в стране, подготовленной Торгово-промышленной палатой РФ и советом по поддержке малого и среднего предпринимательства при Совете Федерации.

«…В основе концепции несколько законодательных инициатив, главная из которых проект нового федерального закона по поддержке малого предпринимательства. …Статус малого предприятия получают фирмы, имеющие численность до 100 работающих, вводится система микрокредитования для предприятий до 10 работников, налоговые поступления от малого бизнеса должны полностью доставаться региональным и местным администрациям. При этом суммарный объем всех налоговых выплат с одного юрлица не должен превышать 20% от его валового дохода. Новая редакция законопроекта так же сохраняет систему поддержки малого предпринимательства.

По мнению председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Александра Рунова, преимущество концепции состоит в том, что она не разрушает прежнюю структуру, а дополняет и развивает ее.»

Увы, автор тут же замечает, что новый законодательный пакет не позволяет решать все наболевшие вопросы, а сами предприниматели отнеслись к новым проектам законодательных актов скептически: «…Как образно выразился один из них, нынешняя система поддержки малых предприятий и прежде всего тот налоговый режим, в которым они находятся, — это доведенная до совершенства система абсолютного несовершенства. И новая редакция закона мало что меняет.

Чтобы малый бизнес действительно бы почувствовал поддержку государства, требуется внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Без этого невозможно создание госструктур, которые бы принимали на себе часть рисков малых предприятий при их кредитовании коммерческими банками. Такую систему попытались создать в Ленинградской области, но из-за законодательных запретов она не может заработать. А именно из-за крайне ограниченного доступа к финансовым ресурсам и не развивается малый бизнес.

По мнению бизнесменов, настала пора для того, чтобы все законодательные, налоговые инициативы в отношении малого бизнеса исходили бы из самой среды предпринимателей».

Как замечает вслед за выступавшими на презентации предпринимателями Владимир Гурвич: «Те, кто пишет законы, плохо представляют и экономические реалии, и последствия собственного законотворчества».

Следующая статья того же автора – «Запрет на профессию» рассказывает о четвертой конференции представителей малых предприятий, где проходила дискуссия на тему «Взаимодействие малого и крупного бизнеса». Обсуждение, судя по всему, было интересным:
«…Сегодня в стране практически существует "запрет на профессию" предпринимателя, считает президент объединения малых предприятий "Опора" Сергей Борисов. Условия, в которые поставлен малый бизнес, практически не улучшаются. В то же время, по словам вице-президента РСПП Игоря Юргенса, отечественное предпринимательство — это единый организм. И дискриминация одной из его ветвей — вещь недопустимая. Поэтому РССП разрабатывает комплекс мер с целью превращения государства из силы недружественной малому бизнесу в дружественную».

И, как это принято у нас, разговор плавно перешел на проблемы нефтяной отрасли, на примере которой и решили показать весь ужас положения малого бизнеса:
«… Экономические и политические реалии действительно объективно способствуют дискриминации малого предпринимательства. Руководитель одной небольшой нефтяной компании наглядно пояснил, как это происходит на практике в их едва ли не самой благополучной отрасли экономики. Никто не мешает им добывать нефть, вот только девать ее некуда. Нефтеперерабатывающие мощности давно прибрали нефтяные гиганты, а монополист "Транснефть" не пускает их к своей трубе.

Усложненная система налогообложения, административный гнет, отсутствие реальной поддержки со стороны государства делает малый бизнес неконкурентоспособным».

Интересные все же у нас представления о малом бизнесе.

Но в этой статье мы встретились с одним интересным персонажем - президентом объединения предпринимательских организаций «ОПОРА России» Сергеем Борисовым. Ему и его организации в тот же день, 30 апреля была посвящена статья «ОПОРА России» может рухнуть» в «Независимой Газете».

Как уверяет автор статьи Валерий Цыганков, «ОПОРА» может не только рухнуть, но и рассыпаться на три партии - КПРФ, ЛПДР и ЕР. И причина – именно в поведении Сергея Борисова:
«Объединение предпринимательских организаций "ОПОРА России" - на грани раскола. Президент этой структуры Сергей Борисов теряет доверие товарищей. "Опоровцы" считают, что после вступления в "Единую Россию" он утратил интерес к делам объединения, поскольку увлекся собственной партийной карьерой. Пытаясь спасти "ОПОРУ" от распада, предприниматели начали подыскивать нового лидера.

«Большинство уже осознало, что для нашего нынешнего президента «ОПОРА России» стала не больше чем стартовой площадкой для прыжка в большую политику, - рассказал корреспонденту "НГ" один из региональных лидеров организации. - Еще прошлой осенью Борисов утверждал, что нам не стоит ввязываться в политические игры, и уговорил нас не регистрировать объединение как партию. Однако сам вскоре вступил в «Единую Россию».

Как отмечает автор, сегодня в «ОПОРУ России» входит 66 региональных отделений, и, несмотря на то что она считается объединением мелкого и среднего бизнеса, среди ее членов весьма состоятельные предприниматели, которых с большой натяжкой можно назвать «середняками». Более того, «ОПОРА России» вполне могла стать политической партией. Однако вместо этого она готова распасться:
«…Предприниматели стали поглядывать по сторонам. ЛДПР давно зазывает их в свои ряды. А в последнее время и КПРФ все чаще не только заявляет о симпатиях по отношению к «предпринимателям-труженикам», но и ведет с ними активные переговоры о переходе на левый фланг.

И, кажется, коммунисты близки к своей цели. Обманутые в ожиданиях на правоцентристском поле, многие "опоровцы" все больше склоняются к мысли шагнуть влево. При этом какая-то часть, конечно, останется при "Единой России". А третья часть "опоровцев" примкнет к ЛДПР».

Те из активистов «ОПОРы», кто хотел бы сохранить организацию, думают о новом лидере. При обсуждении наиболее подходящей кандидатуры чаще других звучит имя Сергея Глазьева. Так что левая оппозиция силы имеет самые реальные возможности заполучить предпринимательское объединение, создававшееся при поддержке власти.

Обзор подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости