Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Это - мы, Господи! (обзор прессы)

Мы долго обозревали отзывы СМИ о состоянии валютного рынка. Очень может быть, что к этой теме придется еще вернуться в самое ближайшее время. Но пока давайте поговорим о других вещах. Вещах, на первый взгляд не имеющих прямого отношения к бизнесу. Как писал когда-то Фазиль Искандер, «поговорим о вещах необязательных, а потому приятных». В наше время слишком многие вещи становятся необязательным, а потому приятность их как-то исчезает. Что поделать.

«Блеск и нищета» назвала свою статью в «Независимой газете» (22-05) Катя Метелица. Нет, это не социальный памфлет в духе непримиримой оппозиции, это - комментарий аналитическому докладу "Богатые и бедные в современной России", подготовленному Институтом комплексных социальных исследований Российской академии наук в сотрудничестве с представительством Фонда имени Фридриха Эберта.

«Социологические опросы, - пишет Метелица, - проводились по всей России (в столице, мегаполисах, областных центрах, малых городах и селах) среди очень бедных людей и среди очень богатых. Критерии для определения этих статусов брались весьма жесткие. Богатыми посчитали тех, у кого доход в семье на человека не менее 1500 долларов в месяц плюс ранее накопленные существенные ресурсы. В начале 90-х таких у нас был 1% населения. Сейчас - 5%, что соответствует среднемировым показателям. Теперь о бедных - бедные это не те, кого принято называть малооплачиваемыми или малоимущими, жестче: бедные - это те, у кого нет практически никаких средств и ресурсов. ...По стране бедных - четверть населения».

И вот, пишет автор статьи, задается вопрос: согласны ли вы с пословицей «Не в деньгах счастье». И оказывается, что 55,9% бедных и 67% богатых с пословицей согласны. Но самые непредвиденные ответы дальше:
«Как вы относитесь к людям, разбогатевшим в последние годы?" - "Не лучше и не хуже, чем ко всем остальным!" - утверждают 35% бедных. "С завистью", - только 6%. "С интересом", - 11,5! "С симпатией", - 3,1! "С уважением", - почти 7%.
А вот самое интересное: "Богачи едят калачи, да не спят ни днем, ни в ночи", - в этом твердо убеждены 70% бедных. При этом половина богатых утверждают, что прекрасно спят и ночью, и даже днем».

Впору удивиться вслед за Катей Метелицей: мы то думали, что яростные сторонники Геннадия Зюганова и Виктора Анпилова, выкрикивающие до хрипоты на каждом коммунистическом митинге проклятия в адрес своих разбогатевших соседей, - это истинные представители народа, злого, агрессивного, завистливого. И тут, на тебе: за их спиною совсем немного народа. А, может быть, вот она - волшебная сила искусства: насмотревшись мексиканских сериалов про плачущих богатых, наши сограждане так и остались в уверенности, что жизнь богатеев нелегка и достойна сочувствия?

Автор статьи развивает ту же идею: «Мне кажется, что бедные жалеют богатых, глядя на их жизнь в телевизоре (шантаж, вымогательство, киднепинг, измены, коварство, нож в спину, похороны, слезы, амнезия). Наблюдать жизнь богатых где-то еще у них, в общем-то, нет возможности: богатые у нас живут в своих гетто, у них с бедными непересекающиеся маршруты. А у бедных из ценного имущества имеется обычно именно телевизор».

Заканчивает Катя Метелица статью вполне риторическим пассажем: «...Как могло получиться, что в такой вот стране произошел коммунистический переворот? Уму непостижимо».

И тут хочется добавить: если и дальше нашему уму будет непостижимо, как в такой стране происходят коммунистические перевороты, мы имеем все шансы дожить до следующего.

А тему «плача богатых» продолжают по-своему журналисты «Известий» Анастасия Нарышкина и Владимир Перекрест («Жизнь или кошелек» 20-05):
«Известия" уже писали о насилии в семье – ежегодно в России от рук своих близких гибнут 14 тысяч женщин Но кроме физического насилия существует экономическое. К такому выводу пришли социологи Ирина Горшкова (МГУ) и Ирина Шурыгина (Институт социологии РАН), которые провели первое в стране масштабное исследование "Домашнее насилие в отношении женщин". Правда, сколько "экономических жертв" в российских семьях не знает никто».
После такого вступления авторы на основе названного исследования рассказывают о вопиющих фактах из жизни наших вполне обеспеченных сограждан. Все эти факты иллюстрируют пословицу «Не в деньгах счастье».

«...Российские женщины ежедневно подвергаются физическому, экономическому и сексуальному насилию. Происходит это у них дома, в семьях... Таким способом российские мужчины утверждают свою власть над женами. Психологи говорят, что виною тут комплекс неполноценности. Как бы то ни было, 54% женщин подвергаются различным формам экономического насилия.

...О том, что над ними совершается "экономическое насилие", многие жертвы даже не подозревают, поскольку такая модель поведения - типична для большинства российских семей.

- Экономическое насилие проявляется в необходимости просить деньги, отчитываться за потраченное. То есть, в семье с деньгами проблем нет, но есть они у кого-то одного. Кроме того, экономическое насилие - это и запрет на работу, - считает один из авторов проведенного исследования Ирина Шурыгина.

Она припоминает случаи, когда женщина получала деньги на хозяйство, а потом писала подробный отчет: сколько потрачено на хлеб, сколько на молоко, а сколько на стиральный порошок.

В отличие от большинства южных и восточных стран, Россия - страна работающих женщин. Зачастую кормят семью именно жены. Но даже женщины которые зарабатывают значительно больше мужей, вынуждены отчитываться».

В завершение статьи авторы предоставляют слово специалисту, постоянно занимающемуся описываемыми проблемами:

«Альбина ПАШИНА, руководитель центра психологической помощи женщинам "Ярославна":
- К нам приходят женщины в бриллиантах и чернобурках, которые говорят, что их семейные отношения терпят крах... Вот история: у нее двое детей, она не работала, потому что муж запретил. Выделял ей 500 рублей в месяц (это было до кризиса), но при этом требовал еды, которую он заслуживает по статусу. А когда она не могла дать ему чего-то эдакого, говорил: ты не умеешь вести хозяйство.

- Но при этом она была в мехах и бриллиантах?

- Ему было важно, чтобы она так выглядела. А когда муж ушел к другой женщине, бывшей жене он давал деньги, но только на детей. И она должна была письменно отчитываться за каждую копейку. При этом он говорил: нет, я чувствую, что ты столько-то потратила на себя, а не на детей. И бил ее за это.

- Это исключительный случай?

- Ну что вы! Это мифы, что такие вещи происходят только в семьях алкоголиков. Нам звонят доктора наук, балерины, журналистки, экономисты высокого ранга. Это женщины со средним специальным или высшим образованием, жены высокостатусных и богатых».

И последняя статья, к содержанию которой хотелось бы обратиться. Давно ждала она своего часа - все не подходила к обзорам на экономические темы, хотя и была опубликована во вполне предпринимательском журнале «Эксперт» (№8). Статья Юлии Вишневецкой называется «Красные дьяволята» и посвящена одному из феноменов современной российской словесности:
«В отечественную литературу пришло новое поколение. Двадцатилетние писатели сбрасывают с парохода современности недавних кумиров - Пелевина и Сорокина. Объявив своим главным врагом постмодернизм, они рядятся в красноармейскую шинель и декларируют возвращение к реализму».

На примере ряда очень молодых, но достаточно известных авторов: Сергея Сакина, Павла Тетерского, Ирины Денежкиной, Сергея Шаргунова, Ксении Букши и других автор статьи показывает, как развивается в творчестве нового поколения литераторов протест против существующей действительности, характерный, например, для русской предреволюционной литературы.

«Повесть "Аленка-Партизанка" (она только что вышла в "Амфоре") наполнена все тем же общим революционным настроением, однако в ней нет ни нравоучительного пафоса, ни подросткового радикализма. Букша создает до предела условную и абсурдную модель общественного переворота в несуществующем государстве со столицей в Константинополе. Граждане этой гротескной страны больше всего похожи на глуповцев Салтыкова-Щедрина: "Каждую пятницу Прокурор должен был подниматься на балкончик и держать краткую речь к народу. Если речь народу не нравилась, народ мог приказать Прокурору сию же минуту прыгнуть с балкончика вниз, на булыжную площадь. В течение пяти веков существования Вольного Города только два прокурора умерли своей смертью: один был великий дипломат и всеобщий любимец, а другой выжил после падения". Пародийно изображая традиционный конфликт между гражданским долгом и человеческим чувством, автор не строит иллюзий по поводу возможности переустройства мира: "Они - палачи, а мы с ними боремся. Больше, увы, различий не нахожу. Возьмем власть - поменяемся с ними ролями", - весело говорит главная героиня. Революция для нее - прежде всего процесс, происходящий сам собой и противоположный унылой и безнадежной стагнации. В этом процессе Аленка непременно должна принимать участие, как сама Ксения Букша участвует в процессе литературном - неважно, в какой компании и под какими лозунгами, в одиночку или в общем пассионарном потоке - лишь бы двигаться, не останавливаться, не застыть на одном месте.

...«Изверг молодого рабочего, горячий и огромный, разобьет все папенькины окна, опрокинет маменькино канапе, огреет по уху братца, напугает до ужаса сестру, которая - Ах! - запомнит его на всю жизнь, раздавит кота-евнуха, найдет меня в моей комнате, толкнет в живот, порвет кружево, подденет, насадит на гайку и унесет отсюда - боже, боже, приведи! Он бешеный, красный молот. Да, да - я социалистка. Да здравствует пролетариат. А папенька сволочь. Ненавижу буржуя'. Так думала Валя, дочь главного инженера, в своей комнате в 11 часов утра" (цитируется «собрание миниатюр» «Ангелы и революция» Дениса Осокина - В.В.).
Осокину удалось и уловить главную тенденцию молодежной культуры, и посмеяться над ней. О горячем и бешеном молоте думает не только Валя. Нынешним молодым писателям в мечтах тоже является некий абстрактный пролетарий, который избавит их от постылого постмодернистского быта папеньки с маменькой, то бишь Сорокина с Татьяной Толстой, и отведет к сверкающим высотам новой, искренней и чистой прозы. Туда, где живут сексуально озабоченные пэтэушницы, магазинные воришки и бросившие курить национал-большевики.

Сергей Шаргунов: Сгинет наваждение алкоголя, наркотиков, распад остановится. Я ведь наступательная железная личность, буду качать мышцы. Курить уже бросил».

На этом Юлия Вишневецкая заканчивает, вернее обрывает, свою статью. Правда, если сопоставить ее с двумя другими материалами, вошедшими в наш обзор, картина жизни получается достаточно разносторонняя и, надеюсь, заставляющая задуматься. Задумаемся же.


Обзор подготовил Владимир Володин
Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости