Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Кто у нас средний класс?

О том, что России необходим средний класс, что он нарождается и растет слишком медленно, что его рост надо стимулировать, наша пресса пишет не год и не два. Но в последнее время в российских СМИ появилась новая тенденция освещения этой темы: о среднем классе стали писать как о чем-то уже состоявшемся, рассматривая его достоинства, недостатки, проблемы и особенности. Вопрос «Есть ли у нас средний класс?» отпал - на него ответили «есть» и успокоились. На смену ему пришел вопрос: «Какой он, средний класс?». Именно так назвал свою статью в «Газете. Ру» Игорь Иванов:

«...Попытки узнать что-либо о некоей загадочной субстанции, именуемой средним классом, предпринимаются в России с тех самых пор, как Борис Ельцин объявил создание среднего класса одной из приоритетных задач государства. Предполагалось, что эта прослойка станет опорой действовавшей власти и обеспечит "неотвратимость реформ". Попытки найти этот класс предпринимаются с завидной регулярностью, и критериев, по которым тот или иной гражданин может или не может быть отнесен к среднему классу, создано уже немало. Это, например, обладание определенным набором собственности, самоощущением или возможностью, проживая в России, потреблять услуги по европейским стандартам, то есть догнать Португалию на индивидуальном уровне.

...Вполне возможно, что в России нет того среднего класса, о котором говорил Борис Ельцин, но с тем, что в стране есть стандарты потребления, которым отвечает большая часть населения, спорить не приходится.

...Средний российский потребитель - это женщина в возрасте от 35 до 55 лет. У нее есть квартира, муж, ребенок, дача и кошка. Она работает на государство и получает около 250 евро в месяц».

В дальнейшем автор пользуется результатами анкетирования, проведенными интернет-магазином «Ozon»: на разосланные 450 тысяч анкет ответили 150 тысяч человек, так что выборка оказалась более чем репрезентативна.

«...51% экономически активных российских потребителей замужем (женаты), 27% имеют высшее образование, в 54% семей есть только один ребенок. 59% домохозяйств имеют в собственности квартиру (как правило, приобретенную в результате приватизации), 83% приобрели телевизор, 64% имеют стационарный телефон, 33% - автомобиль, лишь 11% - мобильный телефон и всего 2% россиян проводят отпуск за границей.

93% россиян недовольны своим уровнем зарплаты и только 8% имеют возможность копить деньги. Только 9% респондентов готовы обращаться за кредитом в коммерческие банки, в то время как 72% при возникновении необходимости в займе обратятся к друзьям и родственникам. 60% средних русских не имеют сберегательного счета, а 59% не видят необходимости в кредитной карте.

Соответственно выглядит и структура расходов среднего русского. Около 26% тратится на продукты питания и напитки (кстати, Top-3 среди напитков - пиво, водка и вино) и примерно 16% на одежду. 24% съедают расходы на муниципальные услуги - ЖКХ, общественный транспорт и так далее.

Средние русские мало ходят в кино и рестораны - на развлечения вообще уходит лишь около 2% бюджета.

На образование - в первую очередь, единственного, скорее всего, ребенка - тратится примерно в три раза больше, около 6,5%. Почти столько же - 5,6% расходов - направляется на помощь родственникам. Таким образом, вероятно, закрывается значительная часть потребностей в банковских кредитах. Так что в целом понятно, почему 72% средних русских обращаются за кредитом не в банки, а к близким людям, а 60% не понимают, зачем им нужна кредитная карта. При этом, если забыть о помощи родственникам, получится, что средний русский живет в кредит. На долю собственно накоплений в бюджете среднего россиянина приходится лишь 1,5%, в то время как на выплату разного рода кредитов (в том числе, очевидно, и взятых у близких) направляется 2,2%».

В заключение автор статьи выдает некий резюмирующий пассаж: «Возможно, и даже вероятно, приведенная картина покажется читателям www.gazeta.ru надуманной и не соответствующей действительности. Но, собственно, по-другому и быть не может. Дело в том, что 96% средних русских не имеют доступа в интернет».

Скажем прямо, не слишком радостная предстала перед нами картина. Однако ряд других изданий публикует материалы еще более пессиместические по духу. Так интернет-газета «PBC-Daily» помещает статью Марии Ивановой «В 2004 году средний класс станет беднее».

На самом деле в статье идет речь о совещании с представителями законодательных собраний регионов по вопросам формирования бюджета на 2004 год, проведенного председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, где выступил первый заместитель министра экономического развития и торговли Иван Матеров:

«...В частности, г-н Матеров заявил о том, что в 2004 году реальные доходы населения должны вырасти на 8%. Причем, как заявляют эксперты, рост уровня доходов россиян целиком обеспечит частный сектор экономики. Правда, по сравнению с нынешним годом темпы повышения доходов граждан в следующем немного снизятся. А это, в свою очередь, скажется на потребительских возможностях граждан.

По оценкам специалистов, прогноз МЭРТ вполне реален. В следующем году доходы населения будут продолжать расти. Причем темпы роста зарплаты будут по-прежнему превышать темпы роста ВВП. «Все дело в том, что после кризиса 1998 года повышение уровня доходов населения всегда отставало от роста ВВП. В 2004 году это отставание наконец будет нагнано. Это значит, что доходы россиян достигнут того уровня, который был до дефолта», - сообщил RBC daily Сергей Николаенко, завсектором Бюро экономического анализа (БЭА).

...Однако больше всего специалисты рассчитывают на увеличение уровня доходов частного бизнеса. ...Правда, по сравнению с нынешним годом темпы роста реальных доходов населения в следующем немного снизятся. Напомним, что, по последним прогнозам МЭРТ, в 2003 году повышение доходов россиян составит 9,2%, что на 1,2% больше, чем в 2004. В первую очередь аналитики связывают снижение темпов роста с тем, что в будущем году государство не намерено поднимать зарплату учителям, врачам и т.д. ...Правда, в преддверии президентских выборов власть вряд ли полностью откажется от повышения уровня доходов бюджетников, а также размера пенсий. «По всей видимости, в следующем году правительство все равно будет увеличивать зарплату бюджетникам, а также индексировать выплаты пенсионерам, - заявил RBC daily Александр Пузанов, генеральный директор фонда «Институт экономики города».

Надо сказать, что комментарии экспертов к докладу г-на Матерова не столько разъясняли, сколько запутывали картину. Каждый специалист обращался к новым показателям, а в итоге оказалось, что речь идет всего лишь о том же предполагаемом сокращении роста доходов по сравнению с годом нынешним на 1 процент. Учитывая, что, как правило, в расчетах наших экспертов допустимая ошибка вполне может составлять 3-5%, в данном случае речь идет о чисто мифической величине.

В этом смысле показателен и вывод статьи:

«...Следовательно, в 2004 году граждане, как и прежде, будут приобретать те продукты, к которым они привыкли. И никакое снижение темпов роста доходов населения не сможет им в этом помешать, так как напрямую изменение этого показателя их не касается. Вот если бы упала их реальная зарплата, то тогда они стали бы экономить, - сообщил RBC daily Виктор Субботин, консультант Экономической экспертной группы».

Если же быть до конца честными, то к статье из «RBC daily» мы обратились лишь затем, чтобы показать: тема среднего класса стала настолько популярна, что к ней начали притягивать за уши самые различные события и комментарии. При этом надо сказать, что «RBC daily» в этом смысле действует еще достаточно профессионально, хотя в данном случае и возникает вопрос: что же такое этот средний класс.

Куда более четко формулируются те же самые вопросы в статье «Последний год высоких зарплат» в «Газете». Автор статьи не пытается выделить средний класс, прекрасно понимая, что тенденция относительного уменьшения доходов, о которой он ведет речь, скажется на всех:

«...По данным Всемирного банка, возможности для относительно быстрого повышения уровня жизни, которые появились в России после кризиса 1998 года, исчерпаны, и в дальнейшем доходы граждан смогут расти только «в ногу» с ВВП, то есть медленнее, чем сейчас.

...С 1999 по 2003 год доходы населения России выросли на 58,5%, в то время как ВВП страны за этот же период увеличился лишь на 28,7%. «Многие экономисты сказали бы вам, что это невозможно», - заявил вчера главный экономист российского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль, представляя очередной ежеквартальный доклад ВБ о состоянии российской экономики. Обычная экономическая логика подсказывает, что граждане в массе своей богатеют вместе со страной.

...Но специалисты ВБ обнаружили, что, если при оценке динамики доходов взять за отправную точку не 1999-й, а 1996 год, все становится на свои места. Рост ВВП за последние семь лет составил 31,5%, а реальная зарплата увеличилась за эти годы на 30,2%. Как отмечается в докладе, «после кризиса 1998 года падение реальной зарплаты и доходов населения было гораздо более значительным и продолжительным, чем падение ВВП».

В условиях кризиса предприятия сдерживали рост зарплаты, предпочитая оставлять больше средств на инвестиции. У работников особого выбора не было. Позволив промышленности сохранить больше оборотных средств и в конце концов встать на ноги, население получило награду - впрочем, довольно условную - восстановление докризисного уровня жизни.

Но этот процесс закончился еще в 2002 году, а в 2003-м статистика отметила, что доходы граждан замедлили свой рост. Если по итогам первого полугодия они увеличились на 14%, то по итогам года правительство ожидает рост на 9,2%, а на будущий год, даже при оптимистическом сценарии развития, запланировано 8,5%.

«Замедление роста доходов уже зафиксировано в частном секторе. В промышленности, например, зарплата в 2001 году выросла на 13%, в 2002 году - на 11%, а в первом полугодии этого - лишь на 8%», - подтвердила ГАЗЕТЕ эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. По ее мнению, «падение доходов после 1998 года фактически компенсировано и дальнейший их рост может быть связан только с увеличением производительности труда».

Но вернемся к материалам, напрямую связанным с заявленной нами темой. О среднем классе пишут не только в связи с его доходами. Если Игорь Иванов, с чьей статьи мы начали обзор, утверждал, что средний класс в России - в основном женщины, то Елена Горелова на страницах «Ведомостей» пишет о том, что «бизнес-вумен страдают от «запоев выходного дня» (статья «Женщины на грани срыва»):

«Чем активнее женщины включаются в бизнес, тем больше работы у наркологов. В клиники, специализирующиеся на лечении алкоголизма, женщины стали обращаться гораздо чаще. Лет 10 - 15 назад на каждую запойную пациентку приходилось 10 мужчин с такой же проблемой, теперь их практически поровну, говорят наркологи.

По приблизительным оценкам медиков, от алкогольной зависимости сейчас страдают 4 - 5 млн россиянок. Судя по тому, что женщины в большей степени склонны скрывать свое пристрастие, цифра эта сильно занижена.

Именно от алкоголизма в завуалированной форме обычно страдают бизнес-вумен. Они не могут позволить себе затяжных запоев, пьют по вечерам, чаще в одиночку, предпочитая вино, пиво или коктейли, поясняет Алексей Магалиф, главный врач Клиники психологической адаптации. У таких женщин бывают "запои выходного дня": все начинается в пятницу вечером и продолжается в течение уик-энда, говорит нарколог-психиатр Магалиф. Характерен для них и синдром вечернего похмелья: по будням они не могут пить с утра и изо всех сил держатся до вечера.

Главной причиной этой напасти специалисты считают неумение отдыхать. У большинства работающих женщин нет ритуалов расслабления.

По наблюдениям наркологов, есть два опасных возраста, когда женщины наиболее часто попадают в зависимость от алкоголя. Первый - 25 - 30 лет. Как правило, это жены бизнесменов, не работающие и весь день предоставленные сами себе. Другая группа риска - женщины примерно 40 - 45 лет. На этот период приходится пик семейных кризисов: дети вырастают, муж отдаляется...

...Психологи убеждены, что скрытый женский алкоголизм набирает обороты. Григорий Крамской рассказал, что и у него таких клиенток стало больше. "Есть среди них высокопоставленные менеджеры и собственницы бизнеса", - добавляет психолог. Например, одна владелица крупной торговой компании на протяжении долгого времени не могла расслабиться после напряженного рабочего дня и заснуть, не выпив пол-литра виски. "Особенно часто это случалось в командировке, когда она возвращалась в гостиницу после переговоров", - говорит Крамской. От этой зависимости женщина избавилась лишь после того, как у нее случился роман с коллегой.

Неудачи в личной жизни, напротив, усиливают влечение к алкоголю. В эту ловушку попадают деловые женщины, у которых нет семьи. "Или муж есть, но черт-те какой, - замечает Магалиф, - так что ей после бизнес-сражений приходится еще и дома воевать".

...Мужчины чаще, чем женщины, бросают попавшего в беду супруга. "Женщины до конца борются за сохранение семьи, тогда как мужчины делают это не всегда: если сильно привязаны к жене или планируют рождение ребенка", - говорит Магалиф. В этом случае они настаивают на лечении и даже приходят к врачу вместе с женами».

Вообще жизнь представителей среднего класса во внерабочее время интересует отнюдь не только желтую прессу. Вполне солидные издания с удовольствием обращаются к этой теме. Правда, любителям «клубнички» такие статьи неинтересны: вместо пикантных подробностей «из жизни буржуев» здесь дается анализ общих тенденций. Вот, например, статья Юлии Игнатьевой «Давайте сделаем это по-тихому» в «Финансовых Известиях». Подзаголовок раскрывает основное содержание: «Состоятельные москвичи экономят на развлечениях»:

«Опрос, проведенный исследовательской группой КОМКОН среди представителей столичного среднего класса, дал неожиданный результат. Оказывается, прожигателей жизни в столице не так много, как кажется, когда гуляешь по ночному городу. Только 20% опрошенных посещают ночные клубы, и лишь 5% играют в казино. Больше половины состоятельных москвичей предпочитают отдыхать дома, сидя перед телевизором.

- Выбор формы проведения досуга в первую очередь связан со степенью адаптированности к современной жизни, - говорит социолог Фонда "Общественное мнение" Иван Климов. - Сидят дома те, кто не чувствует себя уверенно во внешнем мире.

...Второй по популярности вид досуга - походы по магазинам. Позволим себе предположить, что бедные "отдыхают" в магазинах так же часто, как и "средние". Но вряд ли они получают удовольствие от шопинга.

- Шопинг является эффективным способом снятия стресса, в частности, для женщин, - считает директор по коммуникациям КОМКОН Мария Вакатова. - Высокий рейтинг этой формы времяпрепровождения подтверждает наличие свободных денег у большого числа людей.

Утверждение о том, что "мы стали мало читать", которое с укоризной повторяют поборники якобы канувшей в Лету "духовности", оказывается ложным. Почти половина взрослых москвичей отдыхают с книгой в руках. У подростков дело обстоит хуже. Социологический центр Российской академии образования приводит данные по стране, в соответствии с которыми лишь 27% старшеклассников читают художественную литературу. Зато общаются между собой больше, чем их родители: 54%. По данным КОМКОН, ходят в гости и принимают друзей у себя 43% взрослых москвичей.

...Рестораны и бары... - 42%. И тем не менее странно, что больше половины состоятельных москвичей не назвали этот вид досуга в списке своих предпочтений.

- Возможно, поход в ресторан не у всех респондентов ассоциируется с отдыхом, - считает специалист по ресторанному консалтингу агентства "Асессор" Андрей Петраков. - Для людей определенного круга это корпоративная обязанность, многие просто обедают и ужинают в ресторанах.

...Огромными темпами растет популярность боулингов: каждый девятый москвич предпочитает этот вид отдыха. Семь лет назад четыре московских кегельбана воспринимались как столичная экзотика. Сегодня их около полусотни, и заказать дорожку становится все труднее».

Разумеется, рассмотренные нами статьи не исчерпывают тему среднего класса в отечественных СМИ, но, надеемся, дают о ней представление. Безусловно, российские издания будут возвращаться к этой теме постоянно, а потому и мы к ней еще вернемся.


Обзор подготовил Владимир Володин
Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости