Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Так живет российский бизнес...

Скажем прямо: последнее время наши СМИ более всего интересовали политические вопросы. Борьба группировок в Кремле и старт выборной гонки оставили далеко позади темы, связанные с бизнесом. Однако кое-что досталось и предпринимателям.

Наиболее ярким событием в этой сфере (если верить СМИ) стало заявление секретаря Совета безопасности РФ Вячеслава Солтаганова о том, что четверть экономики России находится в тени. Как пишет сайт «newsru.com»,

«Объем теневого сектора экономики в России, по разным оценкам, составляет от 20 до 25% ВВП... В цифровом выражении это 2-2,5 трлн рублей. «Это эквивалентно доходам федерального бюджета в 2002 году», - констатировал чиновник.

По оценкам Совбеза, в теневом секторе экономики занято около 9 млн человек.

Нелегальный вывоз капитала из России, по его данным, в 2002 году составил около 12 млрд долл., что «позволило бы покрыть третью часть расходов федерального бюджета».

«Бизнес предпочитает тень» - продолжает тему газета «Время Новостей»:

«...По данным российских и западных экспертов, размер неформальной экономики намного больше, около 35--50% ВВП. Впрочем, каковы бы ни были по величине данные разных специалистов, ни в каких расчетах тенденции к снижению практически не наблюдается.

Как бороться с этой напастью, рецепта, по крайней мере в России, пока не придумано. Испробованы были самые разные методы: и снижение налогов, и карательные мероприятия (для чего в свое время была создана налоговая полиция), и амнистия (в отношении капиталов, выведенных за рубеж). Ситуацию это практически не изменило. Скорее даже наоборот, рост производства стимулирует и рост неформальной занятости. По подсчетам Госкомстата, последние три года в неформальном секторе образуется все больше рабочих мест.

Точных данных о размере теневого сектора в России не существует. Все опрошенные эксперты называют разные цифры. Аудитор Счетной палаты Владимир Пансков согласен с цифрами, приведенными Солтагановым, и полагает, что теневики производят не менее 25% ВВП. Как считает директор департамента стратегического анализа консалтинговой фирмы ФБК Игорь Николаев, размеры неформального сектора как минимум 35% ВВП. А специалисты Всемирного банка называют цифру 40%.

Все зависит от способа подсчета. Иностранные эксперты склонны относить к теневой экономике откровенно противозаконные сферы деятельности, находящиеся в сфере ведения Уголовного кодекса, к примеру, такие, как торговля оружием или наркотиками. Российские специалисты к теневому сектору относят лишь те предприятия, которые не уплачивают налогов, либо вообще не зарегистрированы, но при этом не занимаются ничем уголовно наказуемым.

По данным Госкомстата, неформальных предприятий больше всего в оптовой, розничной торговле и общественном питании: там в сумме трудятся 3,3 млн человек. В сельском и лесном хозяйстве на нелегальных предприятиях работает 2,7 млн человек, в промышленности - 860 тыс. человек, в строительстве - 489 тыс., в ЖКХ и бытовом обслуживании - 181 тыс. Менее всего теневой сектор замечен в здравоохранении, спорте и искусстве -- там нелегалов всего 167 тыс. человек. Причем Госкомстат ожидает, что осенью произойдет всплеск активности на теневом рынке за счет товаров с приусадебных хозяйств. А вот налоговики и Совбез не согласны считать роль сельского хозяйства в теневой экономике столь серьезной. По словам Солтаганова, больше всего укрывают налогов нефтяники, производители алкоголя, а также кредитные учреждения. В большинстве случаев это делается через «серые» зарплатные схемы.

Как бороться с теневой экономикой - по-прежнему не знает никто. В качестве одного из методов предлагается продолжить дальнейшее реформирование налоговой системы. Однако, по словам главного экономиста ИК «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, «дело не только в налоговом прессе, а в том, что бизнес испытывает квазианалоговое бремя, когда вынужден тратиться на коррумпированных чиновников, на собственную защиту от преступности, которую ему не может обеспечить государство». Прятаться в тень заставляют не столько налоги, сколько боязнь проблем, сопутствующих легальному входу в бизнес: проблем с регистрацией, с лицензиями, с проверяющими органами, с местными властями».

Следующий информационный повод для рассуждений о состоянии бизнеса дала Государственная Дума, приняв поправки к закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». На это событие журналисты откликнулись мгновенно:

«...Теперь плановые проверки малого бизнеса можно будет проводить только через три года с момента госрегистрации предприятия.

Депутаты подарили малому бизнесу три года спокойной жизни. При необходимых для принятия поправок к закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» 226 голосах за них проголосовали 256 депутатов, против – лишь 33, воздержавшихся не было вовсе».

Обозреватель сайта «Газета.Ру» в статье «Три года без права проверки» не скрывает оптимизма:

«...Основную идею поправок пояснила представлявшая законопроект зампред комитета по экономической политике и предпринимательству Светлана Гвоздева. Она отметила, что в законе предполагается проводить плановые мероприятия по контролю субъектов малого бизнеса не ранее, чем через три года с момента государственной регистрации предприятия. А председатель комитета Григорий Томчин пояснил «Газете.Ru», что закон имеет запрещающую силу, то есть отменяет плановые проверки малого бизнеса со стороны любых контрольных органов.

По словам Томчина, таким образом поправки предполагают также запрет проверок и со стороны милиции, и эта норма вступает в противоречие с законом «О милиции», где такая возможность предусмотрена. Но уже в недалеком будущем, как ожидается, ситуация будет исправлена. Напомним, что в правительстве лежит документ, который предполагает отмену еще 26 избыточных функций ведомств, и в том числе ту, которая наделяет МВД правом приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли в случаях, если они не выполнят какие-то требования работника милиции. Так что малым предприятиям, которые особенно страдают от поборов работников милиции, с принятием этого постановления жить станет совсем хорошо».

Однако руководители «Опоры России» Сергей Борисов и Дина Крылова в беседе с корреспондентом «Газеты» высказываются более сдержано:

«...Три года - недостаточный срок для становления бизнеса, - говорит Сергей Борисов. - Нет гарантии, что по истечении трехлетнего моратория проверяющие органы не захотят отыграться и не начнут проверять еще пристрастнее, предъявляя огромное количество претензий». По мнению самих предпринимателей, столь малый срок моратория приведет только к тому, что предприниматели предпочтут работать в течение 2 лет и 11 месяцев, потом закрывать свой бизнес, а через некоторое время опять по новой регистрироваться. «Это, конечно, не будет способствовать развитию бизнеса», - констатирует Борисов.

...Дина Крылова видит опасность в другом: мораторий распространяется только на плановые проверки, которые и так не слишком беспокоят предпринимателей.

Внеплановые же госорганам разрешается проводить в том случае, если поступила жалоба от потребителей.

«При особом желании проверяющие всегда смогут организовать жалобу от потребителя и нагрянуть с проверкой», - уверена Крылова.

Не учли законодатели и еще один момент: запрет на проверки не распространяется на силовые органы - налоговиков, таможню и милицию. А именно эти структуры больше всего досаждают «малышам». Силовики работают по своим законам. Например, закон о милиции позволяет сотрудникам органов внутренних дел изымать любую документацию и приходить с проверками хоть каждый день.

«Чтобы предприниматели действительно могли спокойно работать, надо было и милицию внести в перечень госорганов, на которых распространяется действие закона», - говорит Крылова.

...Хотя предприниматели признают, что депутатские поправки давно назрели, основные надежды возлагают не на них, а на главу МВД Бориса Грызлова. Недавно МВД согласилось с предложением Минэкономразвития в рамках административной реформы отказаться от такой «избыточной» функции, как право приостанавливать деятельность торговых предприятий.

И хотя соответствующее распоряжение еще не подписано, но предприниматели имеют веские основания доверять главе МВД. «Накануне выборов Грызлов, который является еще и лидером известной партии, не сможет нарушить свое обещание», - заявил ГАЗЕТЕ пожелавший остаться неизвестным источник из «ОПОРЫ России».

Итак, в нашем бизнесе, как вновь констатируют СМИ, далеко не все в порядке. И поводов для оптимизма немного, поскольку вера в чьи бы то ни было предвыборные обещания крайне ненадежна, а верить нам предлагают именно в них.

Трудно заниматься бизнесом в России, господа!


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости