Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Возле пропасти

На этот раз читатель не найдет в нашем обзоре указаний на даты, когда вышли в свет те или иные статьи - скажем сразу: они подбирались достаточно долго. Но именно сегодня, накануне выборов, через несколько дней после пусть бескровной, но революции в Грузии, после официального появления на парижском форуме антиглобалистов российской делегации, стоит посмотреть, что пишут российские и зарубежные журналисты об извечной проблеме богатых и бедных в нашей стране. Надеемся, наши читатели почерпнут для себя некоторые любопытные сведения.

В первую очередь мы обратимся к статье директора Независимого института социальной политики Татьяны Малеевой «Мифы и правда о российских средних классах», опубликованной на сайте «Газета.Ру» и посвященной результатам очередного социологического исследования на тему: «Кто у нас средний класс». Весьма забавно, что статья эта сразу начинается с вывода: «Российский средний класс решительно не похож ни на своих собратьев из развитых стран, ни на образы, навязываемые сегодняшнему обществу масс-медиа». Правда, дальнейший текст этот вывод полностью подтверждает:

«...Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, который свидетельствует о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно было бы воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России. Именно в силу политического характера проблема среднего класса окутана густой оболочкой предрассудков и мифов.

...Как показало эмпирическое исследование, охватившее 5 тыс. российских домохозяйств, с точки зрения социально-профессиональных позиций, к среднему классу относятся 21,9% домохозяйств, по материальному положению – 21,2%, а по самоидентификационным оценкам – 39,5%.

На пересечении этих признаков находятся около 7% российских домохозяйств, то есть это семьи, обладающие всеми базовыми характеристиками среднего класса. Это бесспорный и наиболее стабильный средний класс, так называемое ядро средних классов.

...Двумя (любыми) признаками среднего класса обладают 12% российских семей. В результате обобщенный средний класс можно оценить в 19% от общего числа семей.

...20-процентная доля средних классов, хотя и уступает аналогичным оценкам размеров средних классов в развитых рыночных экономиках (60--70%), все же, на наш взгляд, достаточно весома. С другой стороны, тот факт, что лишь немногим более 50% российских домохозяйств обладают базовыми характеристиками, присущими среднему классу, не дает оснований и для излишнего оптимизма. По-видимому, 50% – это максимальная оценка потенциала среднего класса в обозримой перспективе при условии успешного социально-экономического развития страны. Именно эти социальные группы, относящиеся сегодня к средним классам лишь частично, не утратили шансов на перемещение в ядро средних классов и превращение в полноценный стабильный и уверенный средний класс.

Эмпирические измерения дают основания для большого числа нетривиальных заключений.

• Лишь немногим более трети домохозяйств (8,8% из 21,9%), обладающих набором признаков среднего класса с профессионально-социальной точки зрения, имеют удовлетворительное материальное положение. В упрощенных терминах это означает, что лишь треть образованных научилась зарабатывать.

• С другой стороны, не более трети российских семей с достатком (8,8% из 21,2%) имеют достаточно сильные профессиональные позиции. Опять же упрощая, можно сказать, что только треть умеющих зарабатывать достаточно образованны.

• Чуть более половины среднеобеспеченных семей (11,9% из 21,2%) относят себя к средним классам. Таким образом, материальный достаток далеко не для всех является гарантией высокой социальной самооценки.

• Меньше трети семей (11,9% из 39,5%), субъективно относящих себя к средним классам, имеют на то объективные основания, если судить по уровню их материального положения. Иначе говоря, субъективный средний класс значительно шире среднеобеспеченных групп населения.

• Также немногим более половины домохозяйств (12,2% из 21,9%) с социально-профессиональными характеристиками, присущими среднему классу, уверенно относят себя к таковому. Тем самым образование и профессия не всегда являются основанием для высокой самооценки.

• Менее трети "субъективных" средних классов (12,2% из 39,5%) объективно таковыми являются с социально-профессиональных позиций. Другими словами, субъективный средний класс существенно превосходит по размеру социально-профессиональный средний класс.

...Представители обобщенного среднего класса в целом зарабатывают почти втрое (в 2,86 раз) больше работников, к среднему классу не относящихся. Ядро средних классов совершенно очевидно относится к самым высокооплачиваемым работникам. Размер их оплаты более чем в 4 (в 4,11) раза превышает оплату остальных работников. Средний класс демонстрирует высокую трудовую активность – в нем не имеют занятия лишь 8% от людей в возрасте экономической активности, в то время как у других групп этот показатель достигает почти 20%.

Его представители обладают относительно высоким уровнем образования, позволяющим успешно конкурировать на рынке труда и действовать в других экономических сферах, однако утверждение, что этот ресурс неисчерпаем, было бы слишком оптимистично. Средний класс довольно высоко оценивает свой общественный статус. Более 87% его представителей признают, что смогли адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Однако и в этих условиях средний класс вряд ли имеет гарантии стабильности своего положения. Именно поэтому он борется за это положение, демонстрируя более активные социально-экономические стратегии, чем прочие социальные группы.

В то же время не следует его и идеализировать или же приписывать несвойственные ему черты. Он не трудоголик, а вполне рационален в распоряжении своим рабочим временем и досугом. Представители среднего класса не слишком дальновидны и не особенно заглядывают в свое пенсионное будущее. Средний класс вполне вписался в теневые экономические практики и вовсе не борется за выход "из тени в свет". Например, 38% представителей среднего класса признают существование неформальных отношений со своим работодателем. Он отнюдь не столь политически активен, как ожидается многими политическими акторами. Так, только 4% представителей ядра среднего класса считают себя активистами общественных движений».

Но это – комментарий специалиста к специальным исследованиям, а как комментируют ситуацию популярные издания? «Бедные беднеют слишком быстро» - заявляет «Газета».

Комментируя официальное повышение величины прожиточного минимума на 4,4% при уровне инфляции за этот же период в 2,6%, газета утверждает:

«...Это означает, что затраты наименее обеспеченной части россиян, которые тратят деньги лишь на самое необходимое, растут почти в два раза быстрее, чем расходы состоятельных граждан. Таким образом, несмотря на хорошие экономические показатели, число бедных не сокращается и составляет почти четверть населения России.

...Ведь инфляция - это рост цен на все товары и услуги, в том числе на недвижимость, автомобили, предметы роскоши, бытовую технику. А прожиточный минимум – это минимальный набор продуктов и услуг, без которых человек не может жить.

...По данным Госкомстата, почти четверть населения (23%) находится за официальной чертой бедности. При прожиточном минимуме 2137 рублей 0,4% россиян имеют доходы менее 500 рублей в месяц, 1,5% россиян - от 500 до 750 рублей, 2,7% - от 750 до 1000 рублей, 8,2% - от 1000 до 1500 рублей, 9,9% - от 1500 до 2000 рублей. По сравнению с прошлым годом число граждан с доходами меньше 2 тыс. рублей уменьшилось всего на 2,5%, но при этом за год вырос и прожиточный минимум, то есть фактически число бедных не изменилось».

Пессимистический взгляд популярного издания на современную российскую действительность на этом не останавливается. Он падает на одно из любимых детищ нынешней власти – удвоение ВВП, и автор статьи делает мрачный прогноз: ситуация с ростом ВВП не изменится:

«...Поляризация доходов самых бедных и самых богатых слоев населения не уменьшается, а, наоборот, с каждым годом растет. Так, за первое полугодие этого года 20% наименее обеспеченных россиян получали всего 5,5% всех денежных доходов. Год назад их доля была выше: 5,7%. Для России характерна резкая дифференциация доходов. ВВП растет, но распределяется неравномерно, что характерно для развивающихся стран.

Таким образом, число бедных в России не уменьшается, несмотря на все благоприятные макроэкономические показатели, такие как низкая инфляция и быстрый рост ВВП.

...По мнению экономистов, сложившаяся ситуация с бедностью объясняется двумя основными причинами. "В России доля зарплаты в издержках предпринимателей гораздо меньше, чем на Западе", - сообщил ГАЗЕТЕ директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Ее рост сдерживает высокий ЕСН (35,6%) на фонд заработной платы. "Его надо снижать, причем не на несколько процентов, а до 20-25%. У нас экономика такая, что тут больше подходит кувалда, а не пинцет", - говорит эксперт. Вторая причина - крайне низкие зарплаты работников бюджетной сферы».

Но, если в предыдущей статье журналист «Газеты» говорил о бедных, то в следующий раз на страницах этого же издания речь пошла о богатых. «Зарплаты российских руководителей высшего звена» - так длинновато, но захватывающе для полунищих бюджетников называлась эта статья:

«...Российские топы (имеются в виду топ-менеджеры крупнейших компаний – В.В.) до сих пор чрезвычайно неохотно делятся информацией о размерах своих зарплат и премий. Наиболее открытой в этом смысле можно считать нефтяную компанию «ЛУКОЙЛ», которая в отчете к первичному размещению своих акций на Лондонской бирже сообщила о том, что годовая зарплата ее главы Вагита Алекперова составляет 1,5 млн. долларов.

Помимо этого, он имеет право на ежегодную премию в размере 2,225 млн. долларов (то есть полутора окладов), если компания достигает заявленных целей по доходам, нефтедобыче, продажам и росту запасов.

Такие же условия контракта и у первого вице-президента «ЛУКОЙЛа» Равиля Маганова, получающего 799,8 тыс. долларов в год. Премиальная часть вознаграждения Маганова составляет 140% оклада, то есть 1,119 млн. долларов.

В ЮКОСе ситуация с размерами зарплат топ-менеджеров, по мнению экспертов, аналогичная.

...В таких крупных компаниях, как «Объединенные машиностроительные заводы», Тюменская нефтяная компания и другие, только зарплатная часть ключевых управленцев может достигать 500 тыс. долларов в год и выше.

Известны и другие случаи, когда российские олигархи информировали широкие массы о своих годовых доходах. Так, в прошлом году глава «Базового элемента» Олег Дерипаска заплатил налог на доходы, полученные им в 2001 году в Саяногорске. Сумма, по данным налогового ведомства, равнялась 294 млн. рублей, что составило около 10% собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия.

Не так давно в довольно экстравагантной форме раскрыл данные о своей зарплате глава одной из крупнейших российских компаний «Норильский никель» Михаил Прохоров. Он, в частности, заявил о том, что его зарплата составляет 1 МРОТ в месяц, то есть 450 рублей. В то же самое время, по сведениям опрошенных ГАЗЕТОЙ рекрутеров, любой гендиректор российского предприятия, даже в 10 раз меньшего, чем "Норникель", получает минимум 300-400 тыс. долларов в год. И даже если бы Прохоров был просто наемным менеджером в компании уровня «Норникеля», он получал бы не менее 600-700 тыс. долларов в год. Вместе с бонусами эта сумма составляла бы более 1 млн. долларов. Кстати, по оценкам экспертов рынка, только заместители Прохорова получают в виде фиксированной зарплаты порядка 500 тыс. долларов в год.

Впрочем, по мнению экспертов, при оценке размеров компенсаций отечественных топ-менеджеров нельзя забывать и о своего рода «специализированных бонусах». Так, к примеру, во всех российских олигархических структурах имеются и личные самолеты, и другие всевозможные блага, которыми пользуются не только собственники, но и топ-менеджмент».

Понятно, какие эмоции могут вызвать подобные сведения у читателя-бюджетника. Счастье еще, что далеко не все они читают «Газету». Но что наша пресса: раскройте западные газеты, время от времени поражающие своих читателей историями «наших нравов» - чисто советский агитпроп. Итак, зажравшиеся «русские империалисты» глазами добропорядочных французов и американцев.

Элен Деспик-Попович в «Liberation» публикует статью «Безопасные развлечения для богатых в Москве»:

«Как можно развлечься в Москве, если ты богат и уже пресытился посещением казино и экстремальными видами спорта? Запросам именно этой клиентуры отвечает в российской столице бывший преподаватель истории Сергей Князев. Он дает этой публике то, чего она ищет, - то, что "неожиданно и щекочет нервы", но, разумеется, "абсолютно безопасно". Как по мановению волшебной палочки, входящие в этот круг избранных предприниматели, высокопоставленные чиновники, политики и даже дипломаты по очереди превращаются в истребителей крыс, попрошаек, милиционеров, автостоперов или танкистов. Для этого организуются дневные или ночные прогулки, которые иногда занимают оба выходных дня.

...Бывает, что некоторые участвуют в игре, даже не подозревая об этом. Такого, они, конечно, не забудут никогда. Как не забудет об игре этот генеральный директор строительной фирмы, который утром, после бурной вечеринки в честь десятилетия создания компании, был задержан стражами порядка. Как это часто бывает в России, милиция "нашла" у него пакетик с наркотиком, который она же сама ему и подбросила. Бизнесмена в наручниках бросили в одну камеру с агрессивно настроенным хулиганом и наркоманом. За этим последовали извинения: "Мы приняли вашу машину за другую". ...Второе направление деятельности продюсерского центра "КнязевЪ" - проведение корпоративных праздничных мероприятий, которые он хочет освободить от влияния советской традиции (еда и напитки) с помощью всевозможных переодеваний и конкурсов. Так, однажды Князев переодел работников "Лукойла" в мушкетеров, а служащих солидной компании "Интеррос" в пиратов. После этого массовик-затейник российской публики взялся за частные праздники: так, свадьбу дочери одного из московских "крестных отцов" он оформил в виде осады рыцарского замка:

...В ходе одной из игр бизнесмены, переодетые в спецназовцев, спускались в канализационные люки охотиться на крыс. "Они не знали жалости. Надо было видеть, с каким блеском в глазах, стоя спина к спине, они стреляли", - вспоминает Князев.

...Сделать, так, чтобы мурашки бежали по спине, - вот постоянная забота Князева. "Однажды прохожий ударил ногой в лицо одного из моих клиентов, который изображал нищего, просившего подаяние, - рассказывает он. - Впрочем, эта игра в нищих, в которой выигрывает тот, кто наберет больше рублей, произвела на них самое сильное впечатление. ...Дипломированный психолог, Князев играет на чувстве опасности, которое возникает у богатых людей из-за отсутствия вещей, к которым они привыкли. "Знаете, для человека, который уже десять или пятнадцать лет не ездил на метро, оказаться ночью одному, без документов и телохранителей, - это уже приключение", - говорит тот, кто сделал своей профессией увеселение богачей. Что ж, игра, один сеанс которой обходится в несколько тысяч долларов, стоит свеч».

А вот Сабрина Тавернайз в «The New York Times» рассказывает о жизни российской «золотой молодежи» (статья «Шальные радости новейших русских»):

«...Первое посткоммунистическое поколение совершеннолетних молодых людей. Их родители заработали свои состояния во время передела собственности, длившегося всего несколько лет. После долгих лет советского дефицита они алчут роскоши. Им нравятся курорты южной Франции и Мерседесы, в которых они разъезжают по московским улицам.

У шальных состояний, сколоченных в годы экономического хаоса, есть и обратная сторона. Большая часть среднестатистических россиян не считает их легитимными. Что еще хуже, российское правительство время от времени угрожает прибрать эти состояния к рукам. Как в случае с недавним наездом на самого богатого человека России Михаила Ходорковского.

«Не покидает ощущение, что завтра можешь распрощаться со всем, - говорит 21-летняя Ксения Собчак, состоятельная дочка Анатолия Собчака, известного демократа-реформатора конца 80-х годов. - Сегодня у наших отцов есть деньги, а завтра они оказываются в тюрьме».

...«Это местная знать, - говорит иностранец, преподающий в сразу нескольких богатейших семьях России. - Они выше закона. Их охраняет милиция. Они растут с сознанием того, что родились на свет, чтобы править».

Собчак, предпочитающая посещать ночные клубы по субботам, скользит на четвертый этаж по стеклянному эскалатору. Затем заказывает зеленый чай и порцию вишни. ...Из ее слов следует, что она существует в «небольших оазисах нормальной западной жизни», это замечание подчеркивает бездну, которая лежит между богатыми и бедными в России.

...«Дом, автомобиль, фитнес-клуб, развлечения, - поясняет она свою мысль за ужином в московском суши-баре. - Стоит выйти на улицу, а там грязь. Там люди, которые мне завидуют. Они излучают массу негативной энергии».

...Большинство российских нуворишей болезненно относятся к огласке своих имен: слишком много вопросов вызывает происхождение их состояний. Как результат, желание тратить деньги, поскольку, принимая во внимание прихотливость российской истории, завтра их уже может не быть.

...По мнению Собчак, хорошим примером в данном случае могут служить дети Бориса Березовского, российского олигарха, в настоящее время скрывающегося в Лондоне. Березовские «привыкли к мысли о том, что им принадлежит Москва, однако теперь они в Лондоне и не могут вернуться».

...Екатерина Гомиашвили, богатая 25-летняя москвичка, последние восемь лет своей жизни проведшая в закрытых пансионах Швейцарии и Лондона, открыла дизайнерскую студию в самом центре Москвы напротив ресторана своего отца. На нее работают 12 человек, и она говорит, что предприятие вполне окупает затраты.

«Я была вполне избалованным ребенком; Сан-Тропе и все такое, - вспоминает она. - Жизнь напоминала сплошную вечеринку. А потом пришло разочарование».

Разумеется, в отличие от иностранных журналистов, нас удивить чем-либо из жизни «новых русских» не так просто. Однако, та радость, с которой половина населения страны встретила «наезд» прокуроров на «ЮКОС», свидетельствует: страна уже долго бродит возле пропасти, готовая рухнуть в нее при первом серьезном толчке. Нынешний розыгрыш старой большевистской карты «Грабь награбленное», чем с удовольствием занимаются и власть, и ряд политических партий, вполне может стать таким толчком. Тогда станет ясно, что в глазах алкоголика «дяди Васи» - основной надежды этих разыгрывающих, миллиардер Ходорковский и сосед Паша, предпочитающий работу в собственной фирме распитию крепких напитков, - одно и тоже. И сразу выяснится, что во времена потрясений плачут не только богатые.

Впрочем, пока пресса говорит о такой возможности редко и сдержано.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости